В жизни мне встречались хорошие люди…

Сегодня, 1 февраля, 100-летний юбилей отмечает глубочанка Нина Ивановна Ежова. Она – ровесница Каменского района и всю свою жизнь без остатка отдала малой родине. Здесь родилась, выросла, трудилась и создала семью, вместе с районом пережила самые сложные годы, войну, оккупацию, тяжелый труд, потери. Накануне столь солидной даты мы заглянули в гости к имениннице, чтобы расспросить о самых важных и значимых событиях в ее жизни.

Нина Ивановна уже больше тридцати лет вдова, о ней заботится сын. В доме, который они вместе с мужем построили в 50-е годы, уютно и светло. Также светло Нина Ивановна вспоминает о своей судьбе. Люди, события, эмоции… Все это хранит ее память до сих пор. И надо сказать, это уникальная возможность услышать об исторических событиях через призму одной судьбы из первых уст.

Большая казачья семья Дурневых

Родилась Нина в хуторе Пиховкине самой старшей в семье Ивана и Варвары Дурневых. Семьи Дурневых жили в Нижнем Пиховкине, похоже, со дня его основания. Большая семья отца занимала целый краек в хуторе. А мама Варвара Нестеровна Плетнякова была родом из хутора Плетняковка, который затем переименовали в хутор Верхний Пиховкин. Следом за Ниной в семье родились еще девять детей. Трое умерли в младенчестве. Глава семьи Иван Петрович Дурнев до войны работал на паровозах кочегаром, супруга занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. Жили очень скромно в маленькой хатенке, построенной своими силами. Денег едва хватало на самое необходимое. Но отношения в семье всегда были очень теплыми. Нина Ивановна вспоминает, как с братьями и сестрами смеялись над своей прохудившейся обувью – в дождь при ходьбе ботинки зачерпывали воду с грязью. Начальную школу Нина окончила в Нижнем Пиховкине, затем училась в Глубокинской школе. Вместе с ней в школу пошел и младший брат – погодок Алексей, так хотел учиться с сестрой, что упросил родителей отдать его в первый класс вслед за Ниной. Родители нашей героини хоть и были людьми простыми, сельскими,  но учебе придавали  большое значение. Всех детей ориентировали хорошо учиться, чтобы выбрать достойную профессию. Так и получилось.

К окончанию школы Алексей вычитал в газете о наборе в Харьковское авиационное училище и решил поступать в этот вуз. Нина поддержала брата. В школе она очень любила математику, физику. В 1940 году брат с сестрой с успехом выдержали вступительные экзамены и были зачислены на 1 курс. Учиться очень нравилось, а еще вспоминает Нина Ивановна, какими вкусными в студенческой столовой был хлеб и картошка с грибами: «Мы ведь дома не всегда досыта ели, а тут белый хлеб со столов не убирали…» К сожалению, доучиться у Алексея и Нины не получилось. Нина вернулась домой к родителям. А Алексей устроился работать на военный завод в Харькове, затем вместе с предприятием эвакуировался за Урал и уже оттуда ушел на фронт.

Нину же отец устроил на работу. В райфинотделе, а администрация и учреждения района были расположены в поселке Глубоком, грамотную девушку месяц обучали профессии бухгалтера, затем направили работать в

районный земельный отдел.

Голод, бомбежки и танкисты-красавцы

В первый день войны за мной ночью приехала машина, повезли на работу: «Садись, делай всем мужчинам расчеты». Все работники хозяйств должны были получить зарплату и выходное пособие. Конечно, не всех сразу мобилизовали, но постепенно почти все мужчины ушли на фронт, – рассказывает Нина Ивановна.

Предприятия, совхозы продолжали работать – сеяли хлеб, выращивали овощи. Летом 1942 года фашисты бомбили станцию Глубокую, наши части отступали. Нину вместе с другими девушками и юношами направили на несколько недель в хутор Тишкин на работу, из колхоза не успели вывезти урожай пшеницы, молодежь помогала сохранить и перевезти зерно. Когда в хутор вошли последние отступающие красноармейцы, оставаться стало опасно и молодежь вернулась пешком домой. Над поселком и хуторами нависло тяжелое ожидание неизбежного.

Бомбежки не прекращались. В один из дней, когда Нина была у подруги, начался налет вражеских самолетов. Целью были радисты, которые оставались в соседнем доме. Мать и сестра подруги погибли от прямого попадания в окоп, где прятались, младший брат чудом выжил, Нина и подруга остались целы. Три дня подряд фашисты бомбили станцию и родной хутор девушки, люди все это время прятались за рекой под холмами. Затем в Глубокий вошла фашистская пехота.

В Пиховкине мы немцев не видели, разве какой солдат забредет, чтобы курицу отобрать. Но у нас ничего не было. Жили тем, что вырастили в огороде. До нового года все овощи съедали, потом бабушка с дедушкой помогали. Папу забрали на фронт, мама растила всех семерых одна. Трудно нам было, – вспоминает Нина Ивановна.

На станцию все восемь месяцев оккупации девушка не ходила, чтобы на глаза не попадаться. Все знали, что молодых девчат фашисты угоняли на работы в Германию. Враг хозяйничал на станции, наводил на местных страх, приучал к своим порядкам. А погибших солдат и офицеров фашисты хоронили в центральном парке. Долго еще стояли по парку деревянные кресты с немецкими касками на них.

Наши вошли в хутор со стороны Тарасовки 14 января. Это были танкисты. На новых танках, в новом обмундировании – светлые кожухи, меховые шапки. Мы у тети в Верхнем Пиховкине в гостях были, когда танкисты зашли, молодые, краснощекие, веселые: «Девчата, давайте в карты сыграем?» Сели, общаемся. Один потом взял мой адрес, попросил разрешения написать. Звали его Володя Ткаченко, красивый был. Прислал письмо из-под Луганска, а следующее было от друга, который сообщил, что Володя погиб, – вздыхает Нина Ивановна. – Наши красноармейцы наступали на Каменск, но сразу освободить не смогли, месяц бои шли, обходили через Луганск. Бои там были страшные, везли ребят и хоронили в парке, в поселке.

После полного освобождения района в феврале 1943 года все стали возвращаться к мирной жизни. Нина вернулась на работу, вскоре ее перевели старшим бухгалтером во вновь созданный отдел государственной помощи инвалидам войны и семьям погибших. Отдел принимал документы, назначал пособия и пенсии. Там Нина Ивановна проработала около 16 лет.

Война между тем хоть и отодвинулась на запад, но о себе напоминала еще не раз. Самым страшным эпизодом остается бомбардировка 30 марта 1943 года.

Станцию, элеватор и депо бомбили так, что снесли с лица земли. Я в этот день понесла отчет в райком. Он находился в большом добротном жилом доме на улице Ленина. Вдруг мы услышали гул и выскочили на улицу. Видим, самолеты с юга звеньями летят и по пути отцепляют бомбы. Куда бежать? Забились под дом через маленькую дверку в фундаменте. Оттуда было видно, сколько кругов делали самолеты, как скидывали бомбы. Страшно, а сделать ничего не можешь, надеешься, что не попадет в тебя. Чуть притихло, побежали мы кто куда, я – к реке и вдоль берега в Пиховкин к бабушке. А людей в тот день много погибло, – вспоминает Нина Ивановна.

Военное время было суровым, питание скудным. Долго еще давали хлеб по карточкам: 200 граммов в день на иждивенца и 300 граммов на работающего. В магазине можно было купить немного крупы и молока.

Фронтовик и суженый

Война закончилась, а для Дурневых это стало особенно радостью, потому что домой вернулись и отец, и брат Алексей, ставший кадровым военным, офицером. Отец Иван Петрович после демобилизации работал в совхозе. Нина же свою судьбу встретила на работе. Как-то в 1945 году в отдел пришел оформлять пенсию по инвалидности молодой мужчина, фронтовик, инвалид войны Петр Яковлевич Ежов. Попросил разрешения проводить Нину после работы. Она согласилась, только предупредила, что живет далеко. Но Петра это не испугало. Так и зачастил приходить на работу к концу рабочего дня. Потом она узнала его историю. Петр с начала войны попал на Ленинградский фронт, был радистом. В бою, когда тянул оборвавшийся провод, чтобы наладить связь, был тяжело ранен в ногу. Попал в госпиталь, ногу врачи ампутировали. Долго восстанавливался, а уже к концу войны вернулся в Глубокий к родителям.

Спустя несколько месяцев Петр сделал Нине предложение, молодые поженились, и она переехала в дом к родителям мужа. В 1947 году у супругов родилась дочь Тамара, через семь лет – сынок Сережа. Флигелек стал тесным, супруги решили построить свой дом, побольше. А из чего строить? Выкупили деревянный дом, которые продавался в одном из хуторов. Разобрали, привезли, и уже на месте его плотники собрали заново. Хорошо получилось, просторно. В этом доме выросли дети, сюда приезжали на каникулы внуки, здесь Нина Ивановна встречает свой юбилей.

Жили супруги Ежовы дружно, трудились честно. Петр Яковлевич тяжелую физическую работу выполнять не мог, работал завхозом в школе, приемщиком в маслоцехе, в артели кладовщиком. Помогал дома. А Нина Ивановна, как и все советские женщины, была загружена заботами целыми днями.

Мы держали два огорода. Как с работы приду, бегу сажать, полоть, убирать и возить урожай на коляске. Огороды в степи были, один в районе первого отделения совхоза, другой – за рекой. Потом мужу, как инвалиду войны, дали «Запорожец». Маленькая машина, а выручала очень. Я уже как барыня на огород и с огорода ехала. На машине и траву привозил для хозяйства. Всегда держали птицу, каждый год – пару поросят, – вспоминает о трудовых буднях Нина Ивановна.

После очередных административных изменений в районе и переезда всех учреждений в Каменск наша героиня перешла на работу бухгалтером в Глубкинскую школу № 1, где и проработала до пенсии. На заслуженный отдых она вышла уже в 1994 году. Общий трудовой стаж Нины Ивановны составил более 50 лет. Она награждена медалью «Ветеран труда», является ветераном войны, в 1970 году за доблестный труд награждена медалью в честь 100-летия Ленина.

Много людей встречалось в моей жизни. Интересных, активных, образованных. Люди по большей части все хорошие, – подытоживает Нина Ивановна.

Счастливо сложилась и судьба близких. Дочь Нины Ивановны Тамара Петровна окончила школу на отлично, поступила на математический факультет Таганрогского пединститута и проработала учителем математики в старших классах 50 лет. Трудилась в школах Подмосковья. Вышла замуж, подарила родителям двоих внуков.

Сергей Петрович после окончания школы выбрал для себя профессию, связанную с авиацией. Он окончил техникум в городе Славянске, получил специальность «техник-механик самолетных двигателей» и работал в гражданской авиации в аэропорту Краснодара. Женился, родился сын.

У нашей героини, кроме внуков, уже совсем взрослые правнуки – Виталий, Ксения и Полина. Самой младшей Виктории 9 лет. Все они собираются приехать и поздравить бабушку с юбилеем. Ждет в гости Нина Ивановна и младшего брата Владимира Ивановича Дурнева. Владимир Иванович – человек легендарный и в семье, и в Каменском районе. Кадровый военный, генерал-лейтенант, заместитель командующего Военно-космическими силами РФ (1995-1997), принимал участие в подготовке и обеспечении первого международного космического полета по программе «Союз – Аполлон», заслуженный испытатель ракетно-космической техники, кандидат технических наук. А для Нины Ивановны очень близкий и дорогой человек, с которым связаны свои воспоминания.

***

Вот такая она, вековая, интересная и многогранная судьба человека. Мы в свою очередь поздравляем Нину Ивановну с приближающимся юбилеем и желаем ей крепкого здоровья и бодрости духа.

И. КУНИЦКАЯ, наш корр.
Фото автора и из архива семьи ЕЖОВЫХ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Прайс

Архив новостей

Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Рубрики