В последнее время на Дону, в том числе и в Каменском районе, большое внимание уделяется возрождению и развитию казачества. Несмотря на то что первые попытки вернуть казачеству прежнее положение в обществе и значение в истории страны были предприняты в начале 90-х годов прошлого века и с этого времени вышло множество публикаций на эту тему, вопросы у людей остаются.
Об этом говорят и комментарии наших читателей.
Мы решили адресовать эти вопросы непосредственно нашим казакам и создать рубрику «Разговор о казачестве». Сегодня о том, какие казаки в России существуют, о реестровом казачестве и о казачьих объединениях и организациях, рассказывает атаман Глубокинского юрта Геннадий Галганов.
– История современного российского казачества разделила казаков на реестровых и нереестровых. В начале 90-х годов, когда казачество стало возрождаться, обстановка в стране в целом совсем не располагала к системности и обдуманности данного процесса.
С момента начала возрождения казачества все казачьи объединения в России были нереестровые. И каждое из таких объединений видело новое казачество в своих красках и в своем формате. Для большинства из них основной целью было возрождение и реабилитация казачьего народа, возобновление своего исконного права на историческую память, традиционную казачью культуру и образ жизни. Другие казаки основной целью для себя ставили полный возврат казачьим обществам всех земель, которыми ранее владели исторические казачьи войска, не понимая того, что на современном этапе это уже невозможно сделать. В противном случае это вновь приведет к смуте и повтору событий, которые развернулись в России в начале XX века. А некоторые, таких было меньшинство, и вовсе требовали создание на базе казачьих войск отдельных казачьих республик, коих исторически никогда не было.
Казачьи войска всегда развивались в тесной связи с государством, а основной их целью была служба Отечеству, защита государственных интересов и православной веры.
Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации — информационный ресурс, содержащий сведения о некоммерческих корпоративных организациях, созданных в форме казачьих обществ гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.
Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации создан в соответствии с Указом Президента РФ от 09.08.1995 № 835 как система учета казачьих обществ, члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной службы (без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований).
Именно поэтому с момента создания государственного реестра казачьих обществ большинство казачьих объединений приняли решение о вхождении в данный реестр. Они не допускали мыслей об обособленности казачества, создания каких-либо независимых казачьих республик и прочих самостийных образований вне Российского государства. Других же казаков возрождение казачества в рамках государственной системы не устраивало, поэтому они в реестр не вошли.
Сегодня именно к реестровому казачеству направлено основное внимание государства, потому что реестровые казаки не мыслят себя вне этого государства и готовы жить, работать и развиваться в условиях государственной системы, а не самостийно. Государство в свою очередь дает поддержку и гарантии таким казачьим обществам, а взамен требует от казаков выполнения обязательств по несению государственной и иной службы, определенной 154-м Федеральным законом «О государственной службе российского казачества». Это не современная выдумка, так сложилось исторически.
В условиях современной жизни формат этой службы, естественно, изменился. Раньше это была преимущественно военная служба, а сейчас в большинстве своем ее направленность – правоохранительная. Есть и ряд других особенностей.
Те же казаки, которые не входят в государственный реестр казачьих обществ, в основе своей не желают принимать на себя обязательств по несению государственной службы. И проблема здесь кроется гораздо глубже – они не несут службу не просто потому, что не хотят, а потому что не желают выполнять те требования, которые сегодня предъявляет к современному казачеству государство. Они хотят выполнять только те государственные задачи, которые им по нраву, и только тогда, когда «душе будет угодно», хотят быть вольными казаками.
В этом и кроется основная причина разногласий внутри современного казачества. Сегодня именно в отношении реестровых казаков приняты федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность и отражающие сущность. Например, несмотря на то что любой человек, считающий себя казаком, может носить традиционную казачью форму одежды, только реестровые казаки имеют право на ношение казачьих погон в сочетании с этой формой. Казачьи чины сегодня могут на законных основаниях присваиваться только реестровым казакам, и присваивают их не все, кому не вздумается, а только те должностные лица, которые определены указом президента России. А именно: казачьи чины до старшего урядника присваиваются атаманом казачьего отдела или округа; от младшего вахмистра до подъесаула – атаманом реестрового казачьего войска, от есаула до казачьего полковника чины присваиваются полномочным представителем президента России в том или ином федеральном округе и высший чин – казачий генерал – присваивается только лично президентом России. Все остальные случаи присвоения казачьих чинов и ношения казачьих погон, в том числе и казаками казачьих обществ, не включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, являются незаконными.
На сегодняшний день на всей территории Каменского района созданы и осуществляют свою деятельность семь хуторских казачьих обществ и одно городское казачье общество, входящие в состав юртового казачьего общества «Глубокинский юрт». Численный состав ЮКО «Глубокинский юрт» (по состоянию на 31 января 2023 года) насчитывает 355 реестровых казаков.
И. КУНИЦКАЯ, наш корр.