В этом году Каменский район отмечает солидную дату – 100 лет со дня образования, то есть наш район как административная единица появился на карте Советского Союза в 1923 году. Известно, что к октябрю 1923-го советская власть определила границы района, которые впоследствии не раз менялись. Райцентром Каменского района стала станица Каменская, которая на протяжении двух столетий до этого оставалась административным центром всей территории, а до революции являлась центром Донецкого округа, жили здесь преимущественно казаки. Безусловно, история нашего района началась не сто лет назад, а формировалась с той поры, как казаки отвоевали земли будущего Войска Донского и получили право селиться здесь. Вот и получается, чтобы соблюсти историческую справедливость, «нужно танцевать от печки».
Чтобы напомнить нашим читателям об исторических вехах, мы обратились за информацией к профессионалам – в Каменский городской музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества.
Созданный в 1969 году по инициативе горожан музей сначала был историко-краеведческим, поэтому комплектование музейного фонда проводилось в основном по истории донского казачества. Известно, что станица Каменская, основанная в 1671 году, является одним из самых ранних донских казачьих поселений. Сегодня музей располагает уникальной коллекцией по истории донского казачества. Научный сотрудник музея Тамара Самарченко провела для нашего корреспондента небольшую экскурсию по постоянной экспозиции музея, посвященной истории станицы Каменской и окрестных хуторов.
Экспозицию открывает карта, подписанная Екатериной Великой. С 1786 года Каменск и территория сегодняшнего Каменского района входила в Земли Войска Донского. Станица Каменская до обоснования на ее нынешнем месте в 1816 году имела несколько адресов. Первое упоминание о ней датируется 1671 годом, когда в Черкасске атаман Корнилий Яковлев дал разрешение группе казаков:
«…мы, атаманы да казаки, по Указу Великого Государя и по нашему войсковому, в 22 день сентября 1671 года всем Великим Войском в Кругу порешили: дозволить казакам Василию Шевыреву, Епифану Филиппонову, Илье Изварину, Матфею Дериглазову, Даниле Красному, Елизару Ерохину, Лукьяну Драному, Олексею Дичину, Лукьяну Бомбетову, Гавриле Родионову, Никите и Ивашке Клейменовым, Матфею Хохлочу, Еремею Абрамову, Василию Уляшкину, Захару Харькову, Петру Малигину, Даниле Кондареву, Андрею Бормасову, Фролу Чуркину, Тихону Попову да Илье Ерохину на Донцу в пусте лежащем юрту у речки Каменка поселиться, и станицу держать, и юртовым довольствием пользоваться беспрепятственно.
И мы, атаманы да казаки, всем Великим Войском в Кругу велим стоять тем казакам на Донце и промышлять государственным делом, городок укрепить и иметь не оплошный караул, дабы от подбегу воровских людей, скоту отгону, а людям разору и пленения происходить не могло».
Тамара Ивановна уточняет: «Есть версия, что эта группа казаков, 22 человека, являлись сподвижниками Степана Разина, таким образом они решили отправиться подальше, чтобы избежать наказания».
Затем подробно рассказывает о том, как менялось расположение городка. А в экспозиции тот период описывают картины местного художника В. Тишакова, который в своих работах строго придерживался исторических документов и свидетельств.
В итоге Каменская после нескольких пожаров и набегов турок обосновалась на левом берегу Донца, где сейчас расположена Старая Станица. Здесь казаки утвердились основательно, стали строить добротные дома, а в 1740 году возвели храм. В 1800 году в станице было около трехсот дворов, жили 1766 мужчин и 1848 женщин, имелась почтовая станция, мельницы и торговые лавки.
В 1816 году атаман Матвей Платов сделал в Каменске остановку. Казаки пожаловались, что каждую весну станицу затапливает Донец, что причиняет хозяйствам большой урон. Тогда Платов посоветовал перебраться на высокий правый берег реки. Казаки, благодаря ходатайству атаман-вихорь, получили высочайшее разрешение на переселение. Со следующего года началось массовое переселение жителей. Однако многие казаки не пожелали переселяться и остались в старой станице, которая и получила это название. А часть казаков переселилась на высокий берег, в хутор Скородумовка. Но большинство станичников перешли на новое место. Интересно, что планировку улиц и застройку станицы Каменской на правом берегу вел известный голландский архитектор Франц Деволан (строил Мариуполь, Одессу, Лондон).
Постепенно станица Каменская росла и развивалась и стала центром Донецкого округа. В 1935 году вся Земля Войска Донского делилась на семь административных округов. Донецкий округ был самым крупным. В Каменской находилось окружное правление, канцелярия, полиция, окружной воинский начальник, окружное по крестьянским делам присутствие, казначейство, опека.
В исторических документах указывается, что к концу 19 века в станице жили около 15 тысяч человек, а к началу 20 века станица Каменская походила больше на бойкий фабрично-торговый город. Этому способствовало удачное географическое расположение. Надо сказать, до постройки станицы на правом берегу нынешний проспект
К. Маркса был дорогой «Москва-Кавказ» – одной из семи стратегических дорог в России, которые строил сам Петр I. Моста через Донец не было, переправлялись паромом. На протяжении всей дороги располагались конно-почтовые станции. Известно, что лошади проходили за день около 20 километров, затем им требовался отдых. Поэтому по пути следования были установлены конно-почтовые станции, на которых меняли лошадей, здесь же путник мог отдохнуть. Были такие станции в Астахове, в Каменской (в районе бывшего кинотеатра «Родина»), в Белгородцеве (здание сохранилось до сих пор, и в нем расположен казачий музей, созданный силами волченских казаков).
Мы с вами помним, что в Белгородцеве во время снежного бурана заблудился сам Лев Николаевич Толстой. После этого он написал рассказ «Метель». А Тамара Ивановна рассказала, что Лев Николаевич отдыхал после этого несколько дней на почтовой станции в Каменской. В экспозиции музея представлен большой пузатый самовар, из которого, по легенде, великий писатель пил чай на станции. Документально это сейчас не подтвердишь, но вполне может быть.
В 1871 году в станице Каменской строится железная дорога, этот год становится годом основания также станций Глубокая и Лихая. В Каменске был построен прекрасный железнодорожный вокзал. Кроме того, на Донце был речной вокзал. Пароходы из Каменской ходили на север до Воронежа, на юг до Нахичевани.
Станица была образовательным центром округа – 16 учебных заведений было в Каменской. Здесь же бурлила культурная жизнь – проводились мероприятия, выставки, приезжали известные люди. Например, Яков Минченков – художник-передвижник, он организовывал выставки московских художников в крупных городах России и за рубежом в качестве администратора, в советское время преподавал в Каменском педагогическом училище, организовал симфонический оркестр, ставил спектакли. Его картина «Урожай» – гордость музея. Можно смело утверждать, что станица была очень прогрессивным местом.
Как центр округа, Каменская объединяла вокруг все хутора и станицы. Поэтому в экспозиции каменского музея отображены не только быт и история станицы Каменской, но и быт казачих хуторов. У каждого экспоната своя история, и это, поверьте, очень интересно. Вот коллекция самоваров. Надо сказать, казаки были людьми очень любознательными и легко перенимали то, что считали полезным для себя. Как-то я слышала, что в местной традиции чаю и кофе не давали предпочтение: мол, в основном казаки пили ягодный взвар. Тамара Ивановна развенчала это утверждение. Оказалось, казаки быстро оценили удобство самоваров и стали привозить их из разных поездок. В каждой семье был самовар и пользовался большим почетом. Кроме домашних, были также распространены небольшие походные самовары на высоких ножках.
Что касается любимого нами кофе, его в Россию завез Петр I, первые кофейни появились после его приезда из-за границы. А наши казаки знали вкус кофе задолго до императора, поскольку тесно общались с турками. Интересно, что у казаков был принят такой обычай: в самую жару вся семья собиралась на часовой отдых. Садились за стол, пили кофе, общались. Причем пили кофе не с сахаром, а с малосольной донской селедкой. А если у хозяйки не было с кем выпить кофе, она выходила во двор и на забор-плетень вешала полотенце. Все, кто проходил мимо, понимали этот знак – меня приглашают в гости поговорить и выпить кофе.
В музее вам расскажут и о том, как формировался уникальный казачий этнос. В период активных походов и становления Войска Донского, вплоть до середины 18 века, казаки привозили из военных походов жен. Причем предпочитали брать девушек татарских, турецких кровей или девушек кавказских народностей. Ни в коем случае не женились на рабынях или крепостных, потому что вольному казаку такая пара неподходящая. Были казаки о себе всегда высокого мнения.
Много очень интересных историй из жизни и традиций каменских казаков рассказала мне Тамара Ивановна: как выбирали место для строительства дома, какое большое значение придавалось кровати в курене, как выбиралось для нее место, сколько перин и подушек укладывалось сверху, как девочки с самого детства шили-вышивали для себя приданое. Казаки очень любили красивую мебель, посуду, которую выставляли в стеклянных горках. Причем, не смущаясь, выбирали в качестве праздничной посуды Кузнецовский фарфор, поставляемый в царской России на столе самого императора. Те самые блюда и чашки вы увидите в старинных горках.
Большая часть экспозиции посвящена ратной службе казаков. В ней оружие, старинные печати Донского казачьего полка, штаба армии Донского войска, награды казаков, экипировка для лошади и всадник, виды казачьей формы, символы атаманской власти.
История нам интересна в первую очередь событиями, а в Каменске и Каменском районе исторических событий за несколько веков было предостаточно. Многие знаменитые люди, известные исторические деятели были или выходцами из Донецкого округа, или бывали здесь. Со многими известными личностями каменчане дружили. Например, Антон Павлович Чехов гостил в семье врача Антонины Коваленко, которая впоследствии сыграла большую роль в становлении и развитии районной медицины.
Многие фамилии тех, кто связан с Каменской, например атаман Африкан Багаевский, нам знакомы, истории других и их влияние на жизнь города или района узнаешь впервые. Пересказывать на страницах газеты нет смысла, интереснее услышать самому и увидеть уникальные свидетельства, вещи и документы. И в целом, благодаря экспозиции музея, вся история Донского края от времен Дикого поля до наших дней станет с одной стороны, понятней, сложится в стройную систему, а с другой, расцветет интересными деталями. Музей активно ведет научно-исследовательскую работу, появляются новые исторические факты, свидетельства и новые экспонаты. Поэтому нам с вами еще предстоит узнать много интересного.
А мы продолжим рассказ об истории Каменского района в следующих номерах.
И. КУНИЦКАЯ, наш корр.
Фото автора.