Преодолеваем экзаменационный стресс вместе, или Что нужно помнить выпускникам и их родителям во время сдачи ЕГЭ

Ученики выпускных классов весь год усердно готовятся к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Для большинства школьников эта ответственная пора начнется с 26 мая и продлится весь июнь. Однако некоторые уже сдают экзамен досрочно: с 20 марта по 19 апреля. Дополнительный период – с 6 по 19 сентября.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Означает оно негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.

Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность вашего ребенка в сдаче государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

 Опираться на сильные стороны ребенка.

 Избегать подчеркивания промахов ребенка.

 Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

 Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

 Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерителем его возможностей.

 Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент способны справиться со своими эмоциями, то подросток в силу своих возрастных особенностей может эмоционально сорваться.

 Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

 Старайтесь повысить уверенность ребенка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

 Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

 Контролируйте режим подготовки ребенка, не допус­кайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

 Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал во время подготовки к экзамену.

 Обратите особое внимание на питание ребенка: в период интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга.

 Помогите ребенку распределить учебный материал (темы подготовки) по дням.

Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить его смысл и логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не владеет этими приемами, покажите ему, как это делается, на конкретном примере. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Полезно готовиться к экзамену вдвоем с товарищем, пересказывая друг другу пройденный материал.

 Подготовьте различные варианты текстовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий, воспользуйтесь какими-либо из них). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в выполнении тестов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и правильно его распределять. Тогда у него будет навык концентрироваться на заданиях на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

 Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен хорошо выспаться и восстановить силы.

Если ребенок привык заниматься поздно вечером и ночью и это не наносит особого ущерба его здоровью, ломать стереотип не стоит – перестройка может потребовать боль­ших усилий. Но все же ночью полезнее для здоровья спать. Сон должен быть не менее 8 часов.

 Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

 пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

 внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

 если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

И помните! Самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Поддержка, знание, что он любим, несмотря ни на какие обстоятельства (несмотря на то как он написал тренировочный тест, и т. д.).

Похвала – это положительная оценка его возможностей. Хвалите ребенка, время от времени напоминайте ему о его хороших качествах и способностях для того, чтобы облег­чить стрессовую ситуацию и снять состояние тревоги.

Ощущение надежного тыла (что бы с ним ни произошло, вы его поймете и поддержите). Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте ребенку.

 Возможность поделиться своими переживаниями и опасениями, связанными с предстоящими испытаниями. Обсудите с ребенком будущий экзамен, побеседуйте об осо­бенностях тестирования – пусть он с вами поделится тем, что его больше всего волнует, что именно для него является проблемой, чего больше всего он боится.

Помогите выпускнику увидеть в экзамене положительные моменты. Например:

 Экзамен дает шанс понять и оценить себя, а это всегда интересно как проверка своих способностей и возможностей.

 Воспринимай экзамен как один из важных жизненных рубежей.

 Ты приобретаешь опыт. А любой опыт, отрицательный или положительный, имеет огромное значение для становления личности человека.

 Ты узнал правила прохождения экзамена, познакомился с новыми людьми, новыми впечатлениями.

 В любом случае жизнь на этом не останавливается!

 Оговорите запасные варианты (учеба на платной основе и т. п.).

 Помогите ребенку настроиться на победу, успех, чтобы у него появилась абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Для этого можно, например, сказать: «Ты сможешь справиться с этим заданием», «Я уверена, ты справишься», «Нет сомнения, что ты все сделаешь правильно и у тебя все получится».

 Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая) и что все у него (нее) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».

(Окончание следует.).

Л. Сутулова, педагог-психолог Глубокинской школы № 32.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Любой гражданин РФ может внести свои замечания и предложения в Доклад о состоянии гражданского общества в РФ по QR-коду до 30 ноября 2024 года.

Прайс

Архив новостей

Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Рубрики