Жители небольшого хутора Каменского района, связанные родственными отношениями, из поколения в поколение выбирают одну и ту же профессию. В чем секрет? Гены, зов крови, природный дар или что-то, полученное свыше? В год педагога и наставника мы решили рассказать о замечательной педагогической династии Извариных – Трофименковых – Устиновых – Гуковых, уходящей корнями в начало XX века.
«Педагогами рождаются, а не становятся»
Татьяна Александровна Изварина – педагог в четвертом поколении. 34 года она преподает русский язык и литературу в Верхнеграчинской школе. А всего за 206 лет общесемейного педагогического стажа ее прадед, бабушка и мама воспитали не одно поколение грачинцев.
– Кто-то в шутку сказал, что важно родиться в нужное время и в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. Иногда мне кажется, что я родилась в школе. От прадеда, бабушки и мамы мне по наследству передалась любовь к самой замечательной профессии, – рассказывает Татьяна Александровна.
Родоначальником своей династии наша героиня считает своего прадеда – Якова Федотьевича Изварина. В начале ХХ века он обучал грамоте хуторских ребят. К сожалению, судьба земского учителя сложилась трагически: в период гражданской войны Яков Федотьевич был убит махновцем. Последователями стали внучатые родственники: Зоя Ивановна Трофименкова работала педагогом начальных классов Верхнеграчинской школы, а Алексей Иванович Устинов около 30 лет преподавал физику в Верхнепиховской школе.
Дочка Зои Ивановны – Нина Алексеевна Гукова тоже выбрала профессию учителя. Более 30 лет она отдала любимой профессии – учила местную детвору русскому языку, литературе и немецкому языку.
Разветвилось педагогическое древо Гуковых – Извариных во все стороны: брат Нины взял в жены учителя, двоюродные сестры, племянницы тоже стали педагогами. Жена сына Нины Алексеевны – Марина Гукова также начинала свой педагогический путь в Грачиках, потом продолжила в глубокинских школах №№ 1 и 32. Передалась профессия «по наследству», как говорит героиня, и двум дочерям Татьяны Александровны. Старшая Наталья работала математиком в Верхнеграчинской школе, Елена преподавала в Детской школе искусств Я.Д. Минченкова.
– Научиться быть педагогом невозможно, – считает Татьяна Изварина. – Учителем нужно родиться, причем во втором поколении. Только тогда можно всесторонне оценить профессию, со всеми ее плюсами и минусами. Ведь труд учителя не заканчивается с окончанием уроков. Дома всегда, помимо проверки тетрадей и подготовки к урокам, были и остаются разговоры о школьной жизни, ее радостях и проблемах. Ревность домашних? Нет, и моей маме, и мне очень повезло с мужьями. Далекие от педагогики (папа работал главным зоотехником в колхозе, муж в строительной отрасли), они вовлекались в наши профессиональные заботы. Мой муж, к примеру, часто в свободное время помогает по школе, а сейчас и вовсе работает там кочегаром.
«Я – учитель, и не могу иначе!
Что касается Татьяны Извариной, то, сколько себя помнит, мечтала стать учителем. Еще будучи маленькой девочкой, играя с соседской детворой, непременно сажала их за парты и учила. Чему, сейчас и не вспомнит, но, главное, видела себя учителем, наставником, хотела быть как мама.
В школьные годы увлечение тем или иным предметом тоже рассматривалось через призму педагогики. Так, до 8 класса хотела быть математиком: появился азарт, стремление решать сложные, интересные задачи. В старших классах Татьяна ближе познакомилась с литературой. Ее увлекли школьные театрализованные постановки. Родилась мечта – учитель словесности. В итоге с аттестатом о среднем образовании и направлением из районо Татьяна поехала поступать в Ростовский педагогический институт. Но вмешался его величество случай, и Татьяна успешно поступила … в Ростовское культпросветучилище на режиссерское отделение.
– Сейчас я думаю, что ничего не бывает случайным. Этот крутой поворот, вираж, только раскрасил мою жизнь новыми красками, познакомил с миром театра, великолепными людьми, дал возможность раскрыться другим талантам, не отменяя первоначальной цели, – делится впечатлениями героиня. – А тогда мне казалось, что мир рухнул. Дело в том, что я потеряла направление из отдела образования, сидела на остановке и рыдала от безысходности. Ко мне подошла женщина, расспросила, успокоила, а затем пригласила в культпросветучилище, где преподавала основы сценарного мастерства.
Последующие несколько лет Татьяна Александровна успешно занималась творчеством, в родном хуторе руководила сельским клубом. Но отказываться от мечты наша собеседница не собиралась. Чуть позже Татьяна Изварина закончила Ростовский педуниверситет, перешла работать в школу и создала там театральный кружок.
– Я – учитель, и не могу иначе. Все самое светлое, доброе, лучшее для меня связано со школой. А самый долгожданный праздник – 1 сентября, – признается Татьяна Александровна.
Новый учебный год как новая страничка
А еще наша героиня считает большим преимуществом своей профессии, что каждый новый день учителя не похож на предыдущий. Он наполнен разными событиями, встречами, беседами, педагогическими советами, общением с родителями и, конечно, уроками. И это ощущение новизны Татьяна Изварина старается не терять. Ведь для каждого отдельного ученика урок — один-единственный. Он не повторится на следующей неделе и через год. Татьяне Александровне важно донести, научить, чтобы, уходя домой, ребенок отчетливо понимал, что не зря пришел сегодня в школу. Для сельской школы это особенно важно. Ведь здесь создана атмосфера семейного уюта и доверия.
– Все 34 года я работаю в своей любимой родной школе с большим удовольствием, – признается наша героиня. – Люблю профессию всей душой и с радостью наблюдаю, как меняется школа, какие условия здесь создаются для успешной учебы, работы, насколько улучшилась техническая оснащенность: в нашем распоряжении интерактивные доски, видеоуроки, онлайн-технологии. Но, несмотря на это, главными помощниками учителя остаются доска и мел. Стараемся больше общаться, рассуждать, делиться впечатлениями, слышать и слушать друг друга. Особенно это важно на моих предметах.
Театр – педагогический инструмент
Жить в унисон со своими учениками, доверять, понимать, сопереживать, чувствовать Татьяне Александровне помогает первое образование. Ведь не зря одним из самых близких профессий к учительству является сценическое искусство. Звонки, перемены – антракты. Урок – спектакль. Конспект урока – сценарий. Есть на уроке и декорации. Учитель, несомненно, сценарист и режиссер. А дети? Они и актеры, и работники сцены, и благодарные зрители.
Талант сценариста помогает Т. Извариной удержать весь класс в поле зрения, разнообразить методику преподавания: подтянуть слабого ученика и усложнить задание для сильного.
Отдельная тема – школьные театрализованные постановки. Их всегда ждут с нетерпением. А участвовать в представлении – большая честь для юных грачинцев. Ведь они создают в школе особую атмосферу: школьный коридор превращается в храм искусства, где есть и сцена, и кулисы, и зрительный зал. Сценарии Татьяна Александровна пишет сама. Костюмы помогают шить коллеги.
– С 1 сентября по распоряжению министра образования России в каждой школе должны заработать театры, – рассказывает Татьяна Александровна. – В нашей школе театр существует уже многие годы. Сколько замечательных праздничных представлений показали! Даже самый скромный ученик под светом школьных «софитов» превращался в героя. Новый год, осенний бал, 8 Марта, 9 Мая, предметные недели мы проживали вместе с театром. Сейчас, к сожалению, реже выступаем. Причина от нас не зависящая – детей в школе становится меньше. Но оставлять эту полезную практику не собираемся. Что лежит в основе театра? Игра. А игра – это способ активации мыслительной деятельности, она будит дух соперничества, соревнования, создает ситуацию успеха. А еще организует и помогает с пользой проводить свободное время, дает массу впечатлений и вызывает бурю эмоций!
Каждому в жизни нужен наставник
Становление учителя происходит гораздо труднее, чем в других профессиях. Это и понятно, ведь молодые педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. В этом отношении у Татьяны Извариной было заметное преимущество – пример мамы. Нина Алексеевна была ее любимым учителем, наставником в профессии и лучшим другом.
Сегодня Татьяна Александровна делится опытом с молодыми коллегами, которых в Верхнеграчинской школе немало. Ей невероятно приятно и радостно, что коллектив сложился креативный и дружный. А молодой, талантливый и энергичный директор Елена Александровна Романова сумела преобразить образовательное учреждение.
– Приятно осознавать, что история нашей семьи неразрывно связана с этой школой, которая продолжает жить интересной, современной жизнью, – рассказывает Татьяна Александровна. – Каждый педагог из нашей династии не боялся трудностей и вкладывал в воспитание будущего поколения все силы и душу. Верю, что следующие поколения нашей семьи будут нести мудрое, доброе, вечное с любовью к детям, школе и профессии.
Г. Ященко, наш корр.
Фото из семейного альбома Гуковых-Извариных.