Этот год для нашего района юбилейный. Все это время мы рассказывали на страницах газеты о наших героях, об интересных людях, о событиях, происходивших в Каменском районе. Отдельное внимание уделяли интересным местам, достопримечательностям. 27 сентября храм в хуторе Астахове отметил престольный праздник. Освященный в честь одного из двенадцати главных православных праздников – Воздвижение Креста Господня – храм с 1994 года является памятником культурного наследия Ростовской области. Несмотря на это, известно о церкви немного, поэтому хотелось бы это исправить. Астаховский храм, как говорят с гордостью старожилы, никогда не закрывался. Даже в периоды особо рьяного богоборчества советской власти в нем не прекращались богослужения. А новейшая история храма неразрывно связана с теперешним настоятелем, отцом Иоанном Елатонцевым. Чтобы узнать все об истории храма, мы отправились в хутор Астахов. Стоял погожий сентябрьский день, тихо шумели березы в церковном дворе, журчал фонтанчик среди можжевельников, ухоженная клумба радовала глаз нежными красками осени. Отец Иоанн принял нас радушно, напоил чаем. Беседа длилась почти два часа и пробежала мгновенно, оставив много мыслей о вере и духовности для самостоятельного размышления.
Служба длиной в 35 лет
Отец Иоанн вырос в семье, где вопрос существования Бога не стоял – глубоко верила мама, прививала твердость к вере своим шестерым детям. Иоанн, как все его сверстники, учился в школе. Он любил точные науки, физику, увлекался техникой, с удовольствием разбирался в механизмах игрушек, машин. Отслужил в армии. А затем, в начале 80-х, по воле сердца решил посвятить себя службе Богу. Поступил в Московскую духовную семинарию. В ноябре 1988 года был рукоположен в священники и практически сразу назначен настоятелем прихода Крестовоздвиженского храма в хуторе Астахове.
– Когда я пришел сюда служить, кроме нашего храма и храма в поселке Глубоком, действующих храмов в Каменском районе и в Каменске не было. Поэтому на богослужение люди приезжали со всего района, из города, из других районов, из ближайших поселков и городов соседней Украины. Храм был полон, люди стояли и во дворе. А теперь в Каменском благочинии больше храмов, чем в любом другом благочинии Шахтинской епархии. Это, конечно, хорошо, – рассказывает отец Иоанн.
– Что касается истории нашего храма, каких-то определенных документов о нем я не нашел. Мы занимались оформлением документов для прихода, но ничего конкретного не нашли. Мало того, на советских картах храм даже не был обозначен.
На просторах интернета любознательный читатель, забив в поисковую строку «Астаховский храм», найдет несколько статей, включая Википедию, где рассказывается о том, что деревянный храм изначально находился в станице Каменской, а когда каменские казаки начали строить каменный храм, деревянный продали в слободу Скосырскую (Тацинский район). Там он был установлен и освящен в честь Воздвижения, и уже в начале 20 века передан в Астахов по той же причине – жители слободы построили новый кирпичный храм взамен деревянному. Красивая история, конечно, но документальных доказательств она не имеет.
– Стены храма сложены из крепких бревен, каждое пронумеровано, и теоретически его действительно можно разобрать и собрать снова. Снаружи стены были шелеванные, на этих досках постепенно наслоилось сто слоев краски, от времени они опадали, приходилось красить каждый год. Несколько лет назад нашелся благодетель, с севера привезли специальную обшивку из сосны, и мы заново обшили стены. Теперь они, как видите, в цвете дерева. Позолотили купола. Храм выглядит лучше, но и своего очарования старины не утратил, – подчеркивает настоятель.
Интересно, что территория храма изначально была гораздо обширнее, чем сейчас, то есть стояла на площади и забора не было.
Документы переезд не подтверждают
– А о том, что храм привезли, можно собрать целую историю. Люди приезжали на службу, и многие из них узнавали в нашем храме свой. При этом все они были совершенно из разных мест, поэтому однозначно сказать, что храм был откуда-то позаимствован, привезен и собран заново уже в Астахове, нельзя. Все эти разговоры не имеют документального подтверждения. Все, что мы узнали, это воспоминания старожилов. Но и у них даты разнятся – 1902, 1903-1904 и даже 1889 год.
Об этом же нам рассказал и настоятель Свято-Троицкого храма в хуторе Волченском отец Павел Лукошкин, который работал с документами в государственном архиве Ростовской области.
– В архивных записях, которые хранятся в госархиве, указано, что строился храм с нуля в 1912 году. Указано, что бревно на строительство церкви пожертвовал Андрей Петрович Письменков 1857 года рождения. Также указано, что строительство проходило с нарушениями – без строительного надзирателя. Может, хуторян даже за это наказали. Но никакого упоминания о том, что храм привезли из другого места, нет. При этом действительно на Дону были случаи, когда деревянные храмы разбирались и перевозились на новое место. Единственные данные о подобном переезде сохранились в документах о храме в хуторе Макеевка в Кашарском районе. Деревянный храм, который стоит там до сих пор, был получен от казаков станицы Калитвенской, которые взялись в начале 19 века строить большой каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, – поясняет отец Павел.
В областном архиве – фонд 226, дело № 118 – хранятся клировые ведомости. В них вносились все сведения, касаемые устройства храма, земли вокруг, также сведения о священнике, причте, размере жалования, наличии приходской школы. Можно узнать, за какие труды и чем награждены священники, их матушки, которые, к слову, сдавали экзамены на знание закона Божия. Отмечалась также их благотворительная деятельность. Из тех документов, с которыми я работал, следует, что первой была построена церковь в честь Митрофана Воронежского в хуторе В. Пиховкине, затем Свято-Пантелеимоновская церковь в хуторе Иванкове, а третья возведена в Астахове.
На сайте исторической публичной библиотеки России опубликован Сборник Областного Войска донского статистического комитета за 1901-1915 годы. В нем, в частности, указано, что к началу 19 века на Дону церквей было 194, располагались они в городах, станицах и слободах, в хуторах церкви еще не строили. Кресто-Воздвиженская церковь в слободе Скосырской была деревянной и построена в 1795 году. О других деревянных церквях, например в Каменской или Калитвенской, написано, что они со временем ветшали, а иногда и сгорали, поэтому при возможности станичники строили каменные храмы.
Пережил гражданскую войну, оккупацию и богоборчество
О периоде после революции и гражданской войны нам ничего доподлинно не известно. С приходом новой власти религия была признана «опиумом для народа», начались гонения на священников и монахов, церкви и монастыри закрывали, многие разрушили безвозвратно. Антирелигиозная кампания прокатилась и по Каменскому району, о многих церквях в хуторах мы знаем только по архивным документам. Однако храм в Астахове устоял. Как это произошло?
Отец Иоанн рассказал историю, которая передавалось из поколения в поколение. Дело было уже в бытность созданных колхозов, в 30-е годы. Группа комсомольцев, идейных борцов с религией, пришла в храм, чтобы его разрушить. О их приезде хуторяне узнали загодя, председатель колхоза по фамилии Гальчанский приказал рассыпать по углам зерно. Гостям он запретил рушить храм под предлогом того, что помещение используется как амбар. И в доказательство продемонстрировал «запасы».
В память об этом на колокольне на деревянной стене вырезана фамилия председателя колхоза, который сберег храм от разрушения, и дата – 1936 год.
Богослужения в храме возобновились во время оккупации. В 1943 году на Рождество фашисты открыли храм, и люди пришли на праздничную службу. После войны храм продолжал работать, даже в 60-е, во время новых гонений на церковь, он был открыт. Мы слышали не одну историю, как жители района и Каменска приезжали в Астаховский храм крестить детей. Многие, опасаясь недовольства начальства, делали это тайно.
– Нам с братом в детстве и молодости казалось, что вокруг нет верующих людей, а на самом деле все были верующими. Когда я стал священником и ко мне стали приходить люди, не только простые труженики, но и руководители-коммунисты, они все говорили о своей вере в Бога, – рассказывает отец Иоанн.
Времена богоборчества прошли, а Астаховский храм продолжал притягивать к себе людей. И если поначалу отец Иоанн не успевал общаться со всеми из-за многочисленности паствы, постепенно при храме начал собираться крепкий приход, открылась воскресная школа для детей. Сегодня постоянных прихожан здесь около 200 человек. Много молодых мужчин, и не только местных – приезжают из Каменска, Красновки и других хуторов, даже из Ростова. Отец Иоанн скромно не видит в этом своей заслуги, но, как правило, люди остаются, когда образ жизни, взгляды настоятеля совпадают с их представлениями о настоящей христианской жизни. Мы знаем большие семьи, которые являлись и являются прихожанами храма. Отец Михаил Краснов, настоятель Свято-Никольского храма в Старой Станице был прихожанином Астаховского храма, отсюда начал свой путь к священству, здесь нашел супругу матушку Ольгу.
Отец Иоанн продолжает воспитывать свою паству, создавать приходскую семью. Дело это непростое, нужны знания, такт. Наставления свои он дает на проповеди после богослужения. Старается не только рассказать о святых, толкует Евангелие и объясняет суть христианской жизни как науку.
– В храме собираются люди общие по духу. Церковь – это и больница, и школа. Лечит душу, учит разум. Христианство познается сложно, прозреваешь постепенно. Бог дает столько, сколько вместишь, и постепенно открывается. Поэтому, видя на службе вновь пришедших, немного ориентируюсь и на них, объясняю чуть проще, даю пищу для размышлений и им. Спасение – это дело всей жизни. А на мне, как на священнике, лежит ответственность по воспитанию. Пытаюсь быть добрым другом. Когда искренне беспокоишься, тогда люди начинают трудиться над собой, меняться к лучшему, – делится опытом отец Иоанн.
А еще настоятель не любит формальный подход – когда крестят младенца ради традиций или венчаются, чтобы не развестись. В этом нет глубокого понимания своей веры, своих обязанностей как родителя или супруга. Таинства – не оберег, а обещание Богу. Не можешь выполнить, не понимаешь, не берись.
Августовская икона Божьей матери
В завершение встречи отец Иоанн провел небольшую экскурсию по храму. Он небольшой, но очень уютный, камерный. Поразило паникадило (центральная люстра) с восковыми свечами. На время службы паникадило опускают к полу, свечи зажигают и поднимают его вверх. Так сохраняется традиция, и в храме все в теплом свечении. Настоятель показал и известную, считай, на всю страну Августовскую икону Божьей Матери. На ней запечатлено событие Первой мировой войны, связанное с донскими казаками.
История появления Августовской иконы такая.
Попал в Первую мировую войну отряд русских солдат и казаков в окружение врагов – между городками Августов и Мариамполь (ныне территория Польши). Приготовились наши солдаты дать последний бой. Но случилось вдруг чудо: взошла в ночном небе сияющая звезда, а в ее свете явилась перед изумленными солдатами Богородица с младенцем Иисусом на руках. Правой рукой указывала она в сторону города Августова. Вскоре растворилась Богородица в воздухе, оставив на месте явления сияющий крест. Всю ту ночь молились русские солдаты. На следующий же день отправился удостоившийся видения отряд в сторону, указанную Богородицей. Там и выбрался из окружения.
А обойдя вражеские позиции, разбил немцев в пух и прах. Произошло чудо при Августове в ночь с 31 августа на 1 сентября. И об этом установлен в церковном календаре особый праздник (14 сентября).
Слухи о чудесном событии быстро разлетелись по всей стране. Вскоре Священный синод постановил: в память о случившемся следует запечатлеть икону и почитать впредь в храмах и при домашней молитве. Стала Августовская икона одной из популярных в последние годы царской России. А как ушла в Лету Российская империя, так и растворилась в небытие чудесная икона. Их практически не осталось. Все дошедшие до нас – наперечет, среди них астаховская.
О том, как стародавний список иконы мог попасть в храм, рассуждает историк А. Чеботарев:
– Известно, что в Восточно-Прусской операции 1914 г., к которой относится событие при Августове, воевали казаки 44-го казачьего полка. В его рядах было много уроженцев хутора Астахова. Возможно, кто-то из них, возвратившись с фронта, и привез этот образ на родину. Такую вот память о пережитой войне оставил.
– Во время казачьих походов в память об отряде Чернецова к нам в храм приезжают казаки со всех городов, кадеты. Мы снимаем образ со стены, служим молебен, – рассказывает отец Иоанн. – А вообще в храме все иконы у нас обычные, особой денежной ценности не имеют, но каждая нам, православным, дорога.
Еще одна особенность храма – отдельно стоящая во дворе крестильня с огромной купелью. Взрослых отец Иоанн крестит с чином полного погружения в воду – такова традиционная форма крещения в православной церкви. Мы еще много говорили о вере и духовности, святых отцах их трудах, семье и увлечениях самого отца Иоанна, который в свободное время любит трудиться на земле, выращивать овощи, цветы. Все рассказанное и не вместишь в газетную полосу.
Вот такой он, хуторской старинный храм. Интересная у него история, но главное, что и сегодня он собирает под своими сводами верующих людей. Все они молятся за себя, за своих близких, за воинов, которые сражаются за Отечество, за страну и за скорейшее наступление мира для нас всех.
И. КУНИЦКАЯ, наш корр.
Фото автора.
В статье использованы материалы, предоставленные А. НАЙДЕНОВЫМ.