Историк Михаил Алпатов родом из Сибилёва

20 ноября исполняется 120 лет со дня рождения нашего земляка, уроженца хутора Сибилёва Каменского района, известного историка и писателя Михаила Антоновича Алпатова (1903-1980). В советской исторической науке имя М. А. Алпатова занимает почетное место. Это был ученый с широким кругозором, безгранично преданный своему делу, верный поборник исторической правды.

Михаил Алпатов вырос в казачьей семье и провёл свое детство, бегая по берегам речки Глубокой, гоняя с ребятами коней в ночное в привольную донскую степь. Все указывало на то, что его ждёт судьба многих его земляков-хлеборобов. Но жизнь рассудила иначе. В 1914 году отец его ушел на германскую войну, а дедушка Дмитрий Петрович круто изменил судьбу своего старшего любимого внука, отдав его учиться в Каменскую гимназию.

В 1919 году вернувшийся с фронта отец посылает Михаила в армию Деникина, после поражения которой под Новороссийском Алпатов возвращается домой, проникнувшись антипатией к белогвардейцам и симпатией к красным. В 1920 году становится комсомольцем и вступает в часть особого назначения по борьбе с бандитами, а также работает учителем в родном хуторе. В 1923 году по комсомольской путёвке он едет учиться в педагогический техникум в Ростов-на-Дону, затем работает учителем в станице Белая Глина, потом директором школы в станице Романовская. В 1932 году М. А. Алпатов уехал в Москву, где впоследствии блестяще закончил Институт философии, литературы и истории. В октябре 1941 года он ушёл в ополчение, но вскоре был комиссован и направлен на работу в Чкаловский обком. После войны М. А. Алпатов преподавал в Высшей партийной школе, защитил диссертацию «Политические идеи французской буржуазной историографии XIX в.», стал заведующим исторической редакцией Издательства иностранной литературы, затем в 1951 году — помощником главного редактора Большой советской энциклопедии.  Работал в Институте истории АН СССР. Основная тема его исследований «Русская историческая мысль и Западная Европа», по которой он в 1966 году защитил докторскую диссертацию, а также подготовил фундаментальный трёхтомный труд.

Михаил Антонович Алпатов много сделал для развития исторической науки не только для нашей страны, но для стран ближнего и дальнего зарубежья. А для нас, его земляков, он оставил бесценный подарок – его литературные произведения.

С первых строк романа М. Алпатова «Горели костры» мы понимаем: это книга о наших предках, которые ходили по тем же улицам и дорогам, что и мы, любовались той же степью, только сто с лишним лет назад: «С Кудиновой горы как на открытой ладони видишь неширокую долину, которая выплывает из–за Атаманского бугра и, протянувшись добрый десяток верст, исчезает справа на горизонте, где дымит станция Глубокая. По долине прямой ниткой пробегает железная дорога, а рядом с ней, боясь отстать, извилистой лентой торопится речка Глубочка». 

Главные герои романа – сибилевские казаки – считают свой хутор самым лучшим местом на земле. Они сроднились со своим хутором, они неотделимы от него. Уезжая в полк, казаки скучают в городе, пишут родным письма и ждут, когда же настанет время вернуться, вдохнуть полной грудью степной воздух, заняться обычными мирными делами.

Время, которое описывается в романе, совсем не простое. Это 1902 – 1905 годы. Назревает революция, в городах все чаще бастуют и выходят на массовые демонстрации рабочие. Казакам, верным слугам царя и Отечества, выпала доля защитников порядка, усмирителей бунтовщиков. Но большинству казаков роль жандармов не по душе. Перед трудным выбором стоит и казачья элита. Есаул казачьей сотни дворянин Юрий Павлович Ермаков, пишет рапорт с просьбой отправить его на фронт, на русско-японскую войну, лишь бы не участвовать в противоборстве со своим народом. С горечью говорит есаул о положении, в котором оказалось казачество: «Если бы я вел свою сотню в атаку на чужеземца в настоящей войне, я бы делал это со спокойной совестью. Но когда на военный мундир начинают смотреть как на казенную форму палача…»

Все чаще задумываются казаки о будущем. Россия раскололась на две части, на какой стороне будут сражаться донцы, как поступить правильно, не уронив чести, которая для казака превыше всего?

«…революция – это война. Беспощадная война!» – в какой–то момент осознает один из героев романа Степан Ватагин. Через сто с лишним лет эти слова, да и весь роман – предупреждение нам, потомкам. Несмотря на симпатии автора к революционерам и понимание им революции, как исторической неизбежности, он все время напоминает читателю о том, что для казачества, да и для всей страны противостояние, раскол общества — трагедия. 

Но жизнь в самом начале XX века шла пока своим чередом, и казакам трудно было даже подумать, что может нарушиться привычный уклад их жизни. По праздникам в хуторе Сибилеве было шумно и весело. Автор описывает, как майдан – главная хуторская площадь – заполнялась по воскресеньям праздничной толпой. «Синева шаровар, красные полоски лампасов, рубашки всех цветов, казачьи фуражки, яркие наряды казачек и девчат, зеленая трава и щедрое солнце делали хуторскую площадь похожей на цветастое поле». Господа-старики сидели на «дрючках» и вели неспешные разговоры о международном положении, казачки заводили песню, а лихой перепляс с казачьим размахом и удалью был любимым занятием молодых казаков. И конечно, в романе есть казачьи песни — протяжные, иносказательные, но понятные всем, в них и грусть – печаль, и тоска по дому, и боевая удаль:

Загоралась в поле травушка,

Кто же знает, она от чего?

Не от тучки, не от грома,

Не от жаркого лучья.

Загораласяковылушка

От казачьего ружья.

Содержание книги изобилует подробностями быта и обычаев казаков, бесценными для краеведа. Военные казачьи сборы, служба казаков на чужбине, свадьба, празднование Пасхи, конфликт между сибилёвцами и дячкинцами, ярмарка в станице Каменской – это неполный список событий, которые предстают перед нами при чтении романа. Немало здесь сцен, окрашенных тонким авторским добродушным юмором и любовью к своим героям. Алпатов — историк не ограничился описанием жизни хутора Сибилёва, он раскрывает перед читателем картины жизни станции Глубокой, станицы Каменской, Новочеркасска, Ростова и даже Киева. И везде неспокойно в преддверии революции, везде назревает противостояние.

Знакомые фамилии, хуторской говор героев романа «Горели костры» — они нам, сегодняшним — родные, наши. Читая в романе описание хутора, поселка или уголка природы донской степи, мы ловим себя на мысли «а ведь я знаю, где это» или «а ведь я бываю там каждый день». Не изменил Михаил Антонович в романе и имен своих отца – Антона и деда – Дмитрия Петровича. Фамилию только дал им не Алпатовых, а Антюхиных – похожую и тоже здешнюю – Антюхины у нас в районе есть.

Роман настолько увлекателен, насколько и достоверен. Хуторская жизнь донских казаков, будни и праздники, верность воинскому долгу и, вместе с тем, любовь к родному краю, своим пашням и степным просторам описаны М. Алпатовым мастерски и эмоционально. В романе «Горели костры» автор не изменил названий хуторов, поселков, улиц и станиц. Это и тонко схваченный писателем дух той эпохи делает роман самой ценной книгой краеведческого фонда библиотек Каменского района.  Роман «Горели костры» — щедрый источник знаний для тех, кто любит донской край и хочет знать его историю, его людей.

Повествование о родной донской земле и ее людях М.А. Алпатов продолжил в повестях «Вадимка» и «Возвращение в юность», а также в книге «Откуда течет «Тихий Дон».

В своих литературных произведениях Михаил Антонович Алпатов всегда оставался историком. Он твердо придерживался правила, что автор исторического повествования обязан знать ту подлинную действительность, которую он взялся перевести на язык художественного изображения.

Именно поэтому в его книгах мы смело можем черпать знания о наших предках-казаках и их образе жизни, а также об их мыслях, песнях, разговорах, поступках, их укладе и быте, ведь всю картину казачьей жизниначала XX века нам щедро подарил историк мирового значения, который жил в то далекое время в хуторе Сибилёвеи общался со всеми прототипами своих героев.

Е. Донченко, библиограф Межпоселенческой центральной библиотеки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Любой гражданин РФ может внести свои замечания и предложения в Доклад о состоянии гражданского общества в РФ по QR-коду до 30 ноября 2024 года.

Прайс

Архив новостей

Ноябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Рубрики