К Новому году театральная студия РДК «Талисман» готовит интересный сказочный спектакль для детей, где обязательно будут козни Бабы-Яги и борьба добра со злом. Все роли в спектакле исполнят дети, которые за этот год серьезно поднаторели в актерской игре. Об этом рассказала руководитель студии Татьяна Шишкалова.
Мы беседуем с Татьяной Владимировной перед очередной репетицией. Пока я задаю множество вопросов, она шьет огромный ростовой костюм дракона. Оказывается, большинство костюмов в театре шьются своими руками, готовые костюмы стоят дорого, и, когда нужно ввести в сцену нового персонажа, приходится вспоминать школьные уроки домоводства и садиться за старенькую ручную швейную машинку.
Театральная студия «Талисман» в РДК была создана 15 января 2023 года с приходом на работу специалиста с соответствующим образованием и опытом работы. Конечно, я расспрашиваю мою собеседницу о творческом пути. Татьяна Владимировна – уроженка города Луганска – окончила Луганское училище культуры по специальности «руководитель самодеятельного театрального коллектива». Интересный выбор. Оказалось, что с детства, буквально с младших классов и до самого выпускного, девочка Таня занималась в городском Дворце культуры в театре кукол. Творчество так захватило нашу героиню, что по окончании школы она твердо знала, какую профессию выбрать – режиссура театра. Учиться было интересно, студенты перенимали опыт известных педагогов, посещали мастер-классы маститых актеров и режиссеров. Им уже не терпелось проявить свои способности и применить новые знания на практике. Поэтому студентка Шишкалова организовала от Дома пионеров небольшую детскую театральную студию в одном из микрорайонов. Занималась с детьми младшего школьного возраста в подвальном помещении, в очень скромных и стесненных условиях, но артисты горели театром кукол и бежали на занятия с удовольствием. Ставили самые простые сказки – «Репка», «Колобок». Сами делали кукол из папье-маше и подручных материалов. Спектакли показывали в своем дворе перед родителями и соседями. С распадом Советского Союза началась рецессия и в культуре, вкладывать деньги в развитие детского творчества оказалось невыгодно, студии, даже целые Дома пионеров, стали закрываться. Маленький театр кукол тоже закрыли.
Тогда студентка Татьяна перешла на работу в клуб поселка Юбилейного, где создала детский театральный коллектив «Виват». Здесь на сцену выходили уже ребята старших классов. Жизнь закрутилась в ярком водовороте событий. Днем – учеба, подготовка диплома, вечером – репетиции в театре. Удалось увлечь детей и за короткое время поставить спектакль. Родители, которые поначалу были недовольны поздними репетициями, увидев детей на сцене, оттаяли.
90-е годы были непростыми для работников культуры, как, впрочем, и для всей большой страны. Работы мало, зарплата задерживается до нескольких месяцев. Люди вынуждены были выживать, меняли профессию, отказывались от любимого дела. Татьяна Владимировна болела своей режиссурой. Она смогла устроиться на работу в школу, вела факультатив эстетики, где рассказывала детям об истории театра, истории костюма, о самых известных театрах страны. А в клубе зарплату режиссеру не платили, но сказать своим юным артистам, что студия закрывается, Татьяна не смогла и продолжала заниматься с ними.
Затем молодого режиссера пригласили на работу на предприятие «Утос», которое принадлежало Украинскому товариществу слепых.
– У меня был театральный коллектив, который состоял из незрячих бабушек. Оказалось, это невероятно творческие люди! Они жили этой жизнью, бегло читали тексты, написанные шрифтом Брайля, записывали за мной свои роли в тетрадь тонким шилом с невероятной скоростью. Учили роль, учились сценическому движению. Чтобы правильно двигаться по сцене, мы для каждой считали шаги. И какой концентрацией внимания нужно было обладать, чтобы запомнить и текст, и шаги! Больше я таких людей не встречала. Мы принимали участие в областных и республиканских конкурсах. А с патриотическим спектаклем о Великой Отечественной войне «Семь ложек» занимали призовые места, – вспоминает Татьяна Владимировна.
В Луганске было место, где собирались писатели, художники, журналисты – областной Дом творческой интеллигенции «Светлица», в котором также много лет работала Татьяна Владимировна. Это было место общения, место рождения новых идей и проектов. А в стране между тем назревали страшные события. С началом боевых действий на Донбассе в 2014 году семья Шишкаловых переехала в Каменский район на родину супруга.
Татьяна Владимировна театр не бросила, смогла устроиться по специальности – сначала в ДК железнодорожников в Лиховском, а затем в ДК машиностроителей в Заводском. В обоих ДК Татьяна Владимировна создала театральные коллективы для детей и взрослых, литературный кружок и литературную гостиную, куда приглашала знакомых писателей с Луганщины. Встречи неизменно вызывали большой отклик у горожан.
Теперь опытный руководитель работает в районном Доме культуры, где создала детскую театральную студию «Талисман». Здесь могут заниматься дети от 6 до 17 лет. Многие за это время попробовали себя в роли актера театра, и в итоге в студии сложился небольшой коллектив из девяти человек. Восемь девочек и один мальчик – основной состав, те, кто участвует во всех спектаклях, на кого можно положиться. Татьяна Владимировна считает, что каждый ребенок и взрослый может на сцене раскрыться, причем даже неожиданно для самого себя. И приводит пример, когда на репетиции приходили девочки с подружкой за компанию и, вдруг обнаружив у себя интерес, способности к актерству, втянулись.
– Любой человек может раскрыться в совершенно неожиданном образе. Однажды я попала на мастер-класс народного артиста Украины Михаила Голубовича для нас, студентов. И во время этой встречи он пригласил на сцену девушку, которая была скромной, такой «серой мышкой». Для подготовки у нее было 5 минут. Как мастер с ней за эти минуты поработал, что говорил, неизвестно, но она вышла на сцену с текстом и рассказала его так, что мы ахнули. Яркая роль вместила множество образов и характеров и вызвала шквал эмоций, – рассказывает Татьяна Владимировна.
Первое, что спросили девочки, когда записались в театральную студию: «Когда мы будем выступать?» Но оказалось, выйти на сцену никто не готов. Будущим артистам предстояло научиться правильно говорить, убрав местечковые слова, окончания и характерные звуки казачьего говора. Во-вторых, научиться говорить громко. В-третьих, научиться культуре сцены – умению двигаться и даже просто стоять.
И поначалу, несмотря на желание выступать, у многих присутствовал страх сцены, а голос был тихий, еле слышный. За год постоянных занятий все изменилось. Место робких и нерешительных детей заняли смелые, уверенные и громкие актеры. Конечно, еще есть волнение, но они уже не боятся выйти на сцену.
– Татьяна Владимировна, а что дает детям сцена?
– В первую очередь возможность самовыражения. То, что мы можем сделать на сцене, – никогда не сделаем в жизни. Этот опыт делает ребенка гораздо смелее. Сцена учит правильно говорить, правильно себя держать, выражать мысли, красиво двигаться. Все эти навыки помогут детям быть в жизни успешнее, увереннее.
Подготовка к выступлению длиться достаточно долго. Например, у каждого артиста в «Талисмане» есть патриотическое произведение.
– Сначала подбиралось стихотворение, которое нравилось артисту. Первые пробы прошли невыразительно – ни эмоций у ребят, ни интонаций. Провела интонационный анализ – где интонация поднимается, где идет на спад, где нужна пауза. Объясняла, как выделить строку, как весь текст отметить соответствующими знаками. Объяснила, что подходить к разбору нужно творчески, выделить главное, попробовать сделать акцент на одном слове, на другом, выбрать, что нравится больше. Работа с текстом может занять до трех недель. Затем текст начитывают и постепенно запоминают. С ходу ничего наизусть не учат. Прошу представлять то, о чем читаешь, события, лица. Затем читают со сцены с листа, пытаются отрываться от него. И так постепенно учится произведение, – объясняет режиссер.
А каждое занятие в студии начинается с упражнений на голос и на дикцию, которые подготовят артикуляционный аппарат к репетиции. Артикуляционная гимнастика со стороны выглядит забавно, но призвана разработать язык и губы. Многие сцены отрабатываются на репетициях перед зеркалом. Режиссер говорит, что нельзя запрещать девочке или мальчику кривляться перед зеркалом, показывать язык, пытаться достать им до кончика носа и так далее. Все это, оказывается, благотворно влияет на плавную и грамотную речь, налаживается дыхание, появляется четкий звук. А с другой стороны, раскрепощает и убирает внутренние зажимы.
– Ведь в первые дни для девочек было трудно даже просто выйти на сцену – сразу возникали скованность и дискомфорт. Этот страх называют страхом публичности, и он многим людям присущ. Но, как и многие страхи, он уходит при постоянной работе над собой. И когда девочки уже отработали свои выступления на репетициях, когда все стало получаться, они почувствовали себя уверенно. Теперь, выходя на сцену, хоть и волнуются, но не зажимаются, а выступают хорошо, – отмечает Татьяна Владимировна.
Все эти маленькие и большие победы над собой дали возможность артистам поставить за год три спектакля. Первый спектакль «С памятью в сердце» о последних часах жизни молодогвардейцев вышел перед Днем Победы и получился очень трогательным.
Второй спектакль – сказку «Три спасибо» – показали для детворы из пришкольного лагеря летом. Сказка учит быть благодарным и уважительным к людям. Главная героиня – эгоистичная принцесса поплатилась за гордыню, получив ослиные уши, а избавиться от них смогла, только когда исправилась.
– Сначала девчонки волновались, а потом вошли во вкус и вдруг начали не просто играть, а импровизировать, чем меня удивили и порадовали. Кроме того, поддерживали друг друга и во всем помогали. У нас так принято – кто не задействован, помогает с реквизитом и при необходимости суфлирует, – делится Татьяна Владимировна. – И третий спектакль вот-вот выйдет в свет. Это новогодняя сказка «Проделки Бабы-Яги» о том, как Баба-Яга решила сделать собственный новогодний праздник, поскольку ее никуда не зовут и она на всех обиделась. Планируем показать его в Молодежном СДК в дни школьных каникул. И хотелось бы сыграть на родной сцене в РДК.
Театральной студии «Талисман» всего год, но ребята уже завоевали свои первые награды на конкурсах, которые пока проходят дистанционно. Видеозаписи спектаклей и выступлений оценило жюри фестиваля «Большая сцена» – четверо девочек отмечены дипломами лауреатов.
– Для детей важно участвовать в конкурсах. Во-первых, на видео они видят плюсы и минусы своих выступлений и над чем еще нужно трудиться. Во-вторых, здоровый дух соревнования подстегивает их работать лучше, – подытоживает руководитель.
В планах Татьяны Владимировны новый спектакль на основе пьесы, рассказывающей о современных подростках, их жизни, переживаниях и интересах. И конечно, студия ждет тех, кто хочет попробовать себя на сцене, проявить творческие способности.
Мы желаем юным артистам успехов, а пока с нетерпением ждем новогодние приключения характерной сказочной дамы – Бабы-Яги и вместе с другими зрителями следим за афишей РДК.
И. КУНИЦКАЯ, наш корр. Фото предоставлено РДК.