Родная школа. Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого. Школьная пора — это лучшие годы в жизни любого человека. Стремительно пролетают дни, проходят годы, но в памяти каждого человека хранится источник добра, света и тепла. Вот уже тридцать лет таким источником является Урывская школа. 12 января она отметила не просто день рождения, у нее юбилей.
История создания Урывской средней школы тесно связана с историей хутора Урывского и историей создания колхоза «Родина», которым долгие годы руководил Борис Матвеевич Ковалев. Началось все с собрания колхозников хуторов Урывский, Тишкин, Никишин 22 июня в 1978 году, на котором было принято решение образовать колхоз «Родина». Хутор Урывский стал стремительно развиваться: строились новые мастерские, сельский Дом культуры, детский сад, шло активное строительство жилья. Со всех концов Ростовской области и даже из других регионов страны потянулись в хутор сельские труженики.
Хутор разрастался, в нем проживало много молодых семей с детьми. В Урывском на тот момент была только малокомплектная начальная школа, и она уже не вмещала всех детей для обучения. Возникла необходимость строительства новой большой школы. Несколько лет велось активное ее строительство. Самое непосредственное участие в строительстве принимал колхоз «Родина», его бессменный руководитель Б.М. Ковалев, а также жители, родители будущих школьников. В канун нового 1994 года хуторяне получили большой подарок – строительство здания долгожданного учебного заведения было завершено. 11 января 1994 года школа распахнула свои двери для учеников.
Ее директором стал Иван Петрович Костюченко, энтузиаст, компетентный хозяйственник и талантливый педагог. Именно он заложил основу материальной базы для учебного заведения. Под его руководством новая школа ожила, задышала и стала вторым домом для мальчишек и девчонок хуторов Урывский и Тишкин. Рядом с ним плечом к плечу работала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Галина Филипповна Аленевская. Благодаря ее компетентности в учебно-воспитательном процессе, умению организовать вокруг себя творческих работников успешно велась работа по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, творческой активности преподавателей, их ответственности за порученное дело.
С 2008 года руководила школой Марина Станиславовна Некрасова. Работа педколлектива была направлена не только на получение качественного образования, но и на воспитание семейных ценностей, духовного и нравственного начала. Школа всегда была тем домом, в котором находили ответы на свои вопросы и ученики, и их родители. В 2010 году под руководством Марины Станиславовны школа была признана лучшим общеобразовательным учреждением Каменского района.
Любовь Григорьевна Светлова с 2001 года являлась заместителем директора, учителем русского языка и литературы, а с 2018 года и по настоящее время руководит школой. Любовь Григорьевна – Почетный работник общего образования РФ. С момента своего руководства она проявила свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу стать еще более дружной и сплоченной командой, способной решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Общение с таким директором учит многому: она щедро делится своими идеями, задумками, помогает учителям стать настоящими педагогами, мудрыми и терпеливыми к своей профессии.
О деятельности учебного заведения в первую очередь судят по его выпускникам. За 30 лет из стен школы вышло 568 выпускников, из них 13 – получили аттестаты об основном общем образовании с отличием, а 12 – окончили школу с медалью. Знания и навыки, полученные в школе, позволили выпускникам стать специалистами, востребованными на производстве, сделать профессиональную карьеру, быть полезными обществу и успешными в жизни. Им удалось занять свою нишу и сегодня достойно представлять выбранную стезю.
Урывская школа по праву гордится своими учениками. Трудно перечислить всех, рассказать о тех уголках, куда забросила их судьба. Не счесть и профессий, которыми овладели выпускники школы. Это ученые, строители, военные, работники культуры и сельского хозяйства, врачи, инженеры, работники МВД, МЧС и, конечно же, учителя.
На протяжении многих лет звенят детские голоса в уютной, светлой школе. В огромном спортивном зале проходят не только соревнования по различным видам спорта между учениками школы, но и районные спортивные мероприятия. В просторной столовой вкусно пахнет свежим обедом.
Школа с теплотой хранит и передает из поколения в поколение имена тех учителей и директоров, которые много лет отдавали свой талант и тепло души родной школе, чтит и соблюдает традиции прошлого и создает новые добрые страницы истории.
Урывская школа имеет интересное настоящее, с надеждой смотрит в будущее. Молодое поколение сегодняшних учителей бережно хранит наследие, заложенное талантливыми педагогами прошлых лет. Юбилей школы – это праздник для всех, кто когда-то был ее учеником или учителем, для родителей, чьи дети учились в ней. А 30-летний юбилей – это событие для нескольких поколений.
Есть в коллективе и те, кто вернулся в родную школу,чтобы учить. Вот что они рассказывают о своем жизненном выборе:
«Урывскую школу я окончил в 1998 году, после этого поступил в Южный федеральный университет по специальности преподаватель физики, математики и информатики. В ноябре 2002 года я переступил порог родной школы в качестве учителя математики. С тех пор школа стала моей жизнью. Не частью жизни, а, наверное, судьбой. Не могу жить без детей, без их сияющих улыбок, пытливых глаз и извечных вопросов: «Почему?»
Сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка «Дерево и учитель познаются по плоду». Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя, он должен воспитать и других. Поэтому я избрал дело воспитания и образования своим жизненным призванием. Я хочу своих учеников направить по правильному пути, пробудить в них стремление к истине и добру, добиться высшего развития задатков и сил, но я должен, прежде всего, развить эти прекрасные качества в самом себе.
Учитель – это состояние души. Это образ жизни. Это философия и мировоззрение. Не ранить душу ребенка, дать ему возможность поверить в свои силы – моя задача, а миссия – стать для слабой тростиночки на ветру сильной опорой; не погасить искорку, а дать разгореться яркому пламени.
В. Чеботарев, учитель физики, математики.
«Самые приятные и яркие воспоминания моей жизни связаны со школой. Еще в детстве, когда меня спрашивали: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», – я гордо отвечала: «Учителем!» Как и тогда, я уверена, что учитель – это один из главных людей в жизни ребенка. На становление моей личности огромное влияние оказали учителя, некоторые из них до сих пор трудятся в нашей школы. Очень приятно осознавать, что теперь и я в числе таких наставников, и, возможно, вдохновлю ребят стать учителями».
А. Чеботарева, учитель биологии, географии, химии.
«Если бы пару лет назад мне сказали, что я буду учителем, я бы не поверила. Вернувшись в школу в данной роли, я поняла, что поступила правильно. Учить детей – это огромный труд, но в тоже время большое счастье. Видеть каждый день их благодарность и горящие глаза дорогого стоит.
А. Сударкина, учитель иностранного языка.
«Профессия педагога привлекла меня прежде всего своей гуманностью. Работа с детьми приносит удовольствие, мне очень нравится их учить чему-то новому, передавать свои знания. Я очень люблю нашу небольшую школу. За что? Не знаю. Разве знают, за «что», когда любят. Мне здесь просто хорошо, мне хочется сюда приходить. Давным-давно поймала себя на том, что практически никогда не говорю: «Я на работе» или «Я пошла на работу». Всегда говорю: «Я в школе». И едва ли могу представить, чтобы я могла работать где-то, кроме школы.
От школьных лет у меня остались только приятные воспоминания. Теперь же я здесь учитель, а не ученик. Когда вернулась сюда как учитель, меня очень хорошо приняли. Помимо того что в нашей школе особенная атмосфера, здесь еще и коллектив отличный, и администрация, и дети. Многие учителя еще меня учили. Например, директор школы Любовь Григорьевна преподавала русский язык в старших классах».
Е. Гончарова, учитель начальных классов.
В школе сегодня 108 учеников и 31 сотрудник. Из них 16 педагогов: девять с высшей категорией, трое награждены знаком Почетный работник общего образования Российской Федерации – Татьяна Бородина, Любовь Светлова, Ирина Михайличенко. Кроме того, Виталий Чеботарев и Любовь Лазарева награждены Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.
Е. Антонова, наш корр.
Фото автора.