За последние пять лет значительно увеличилось количество мест в образовательных учреждениях Дона. За это время введено в эксплуатацию 50 новых детских садов, что позволило увеличить почти на 7 тысяч мест для дошкольников. А построенные 32 современные школы дополнительно открыли более чем 19 тысяч учебных мест. Кроме того, обновляется материально-техническая база и инфраструктура, создаются современные условия для занятий физкультурой и спортом, развивается цифровая образовательная среда – правительство Ростовской области планомерно реализует ряд региональных проектов в рамках нацпроектов «Образование» и «Демография».
В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» в 43 муниципальных образованиях созданы 613 центров «Точка роста». Так, в Каменском районе подобные центры открыты и работают в Ленинской, Верхнеграчинской, Груциновской, Самбуровской, Плешаковской, Малокаменской, Волченской, Богдановской, Верхнепиховской, Васильевской, Красновской, Гусевской, Астаховской и Калитвенской школах, а также в глубокинских школах – № 32 и казачьей № 1. Новейшее компьютерное и интерактивное оборудование в «Точках роста», в том числе цифровые лаборатории для изучения физики, химии, биологии и экологии, оборудование для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, помогает школьникам в освоении основ программирования, реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей. В целом на ремонт кабинетов и их оснащение было выделено более 15,5 млн рублей из областного бюджета и более 11 млн 790 тыс. рублей из районного. В планах в 2024 году открытие центров «Точка роста» в Вишневецкой и Урывской школах.
Для развития у школьников современных компетенций и навыков в 2021 году открыт детский технопарк «Кванториум» в Волгодонске и «Мобильный кванториум» на базе областного центра технического творчества учащихся. В этом году запланировано создание еще трех технопарков: в донской столице, Новочеркасске и Таганроге.
Проведена работа по обновлению материально-технической базы и инфраструктуры в 21 коррекционной школе. Созданная современная материально-техническая база для самореализации и развития талантов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволит каждому ученику получить необходимую коррекционную помощь, а выпускникам – профессиональные навыки для самоопределения в жизни. Работа будет продолжена. В текущем году планируется оснащение еще одного подобного образовательного учреждения.
В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» 557 образовательных организаций получили современное компьютерное и интерактивное оборудование, школьникам во время уроков обеспечен доступ к платформам цифрового образовательного контента, а также к цифровым тренажерам и тестам.Приобретенное оборудование расширило возможности педагогов в организации учебного процесса с использованием современных и актуальных цифровых средств, в том числе в целях обеспечения автоматизации их деятельности, снижения административной нагрузки, а также обеспечения возможностей для дистанционного развития профессионального мастерства. В 2024 году подобное оборудование появится еще в 39 школах.
Возможность обучаться по дополнительным образовательным программам, проводить мероприятия по тематике современных цифровых технологий и информатики, знакомиться с технологиями искусственного интеллекта получили ученики девяти школ, где созданы и функционируют центры цифрового образования детей «IT-куб».
Подобный центр планируется открыть в сентябре 2024 года на базе Старостаничной школы. Работа будет вестись по шести направлениям: программирование на Python, программирование роботов, мобильная разработка, основы алгоритмики и логики, системное администрирование, разработка VR/AR-приложений. Деятельность центра предполагает проведение образовательных мероприятий для учеников районных школ.
Участие Ростовской области в проекте «Успех каждого ребенка» позволило отремонтировать в 2023 году спортивные залы в шести сельских школах. Всего с начала проекта спортзалы обновлены в 44 сельских школах, созданы современные условия для занятий физкультурой и спортом для 4339 ребят.
В рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» 1 сентября 2023 года начала свое функционирование система персонифицированного финансирования дополнительного образования детейв Ростовской области. Это позволило обеспечить доступность дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями, в том числе для одаренных детей из сельской местности, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В 2023 году социальные сертификаты предоставлены 26,6% детей, проживающих в Ростовской области.
На базе Донского государственного технического университета в 2020 году создан и функционирует центр дополнительного образования детей«Дом научной коллаборации». Это инновационная форма взаимодействия вуза и школьников по вопросам ранней профориентации, которая способствует развитию научно-технического и инженерного мышления детей. В центре созданы и работают исследовательские лаборатории: аддитивных технологий, биоинженерии, виртуальной и дополненной реальности, беспилотных систем, робототехники и программирования.
– Инфраструктура совершенствуется не только в общеобразовательных, но и в профессиональных организациях. В рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» с 2019 по 2023 годы создано 96 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой, – сказаламинистр общего и профессионального образования регионаТамара Шевченко на совещании по подведению итогов работы министерства за 2023 год. – Появился новый инструмент по развитию учреждений. Это инвестиционный налоговый вычет. Он позволяет работодателям оказывать финансовую помощь. В 2023 году в систему СПО таким образом привлечено более 50 миллионов рублей.
Первый заместитель губернатора Игорь Гуськов высоко оценил деятельность ведомства по итогам прошлого года:
– Министерство в 2023 году сработало эффективно и результативно. Все поставленные задачи решены, уровень освоения бюджетных средств – 99,8% – очень высокий. По нацпроектам все параметры и показатели выполнены. Благодарю коллег за работу. Отмечу, что скоординированные действия всех работников сферы образования способствуют эффективной реализации общенациональных стратегий и инициатив на региональном уровне.
Он также добавил, что в 2024 году, помимо реализации региональных и национальных проектов, основными векторами работы минобразования остаются: развитие инфраструктуры, создание эффективных механизмов управления отраслью, преодоление кадрового дефицита, снижение бюрократической нагрузки на педагогических работников общеобразовательных организаций.
– Есть понимание, что проблема не решится сиюминутно, но шаги в этом направлении будем делать планомерно, – резюмировал Игорь Гуськов.
Т. Захарова. Фото из архива редакции.