В книжные фонды Межпоселенческой центральной библиотеки Каменского района и ее Вишневецкого отдела поступили два замечательных издания. Их подарила библиотекам автор, член Союза писателей России Нина Дернович.
Один из даров – пятая книга из серии «Шляхом памяти». Цикл книг Нины Дернович «Шляхом памяти» рассказывает о людях, которые жили и живут на высоких берегах Северского Донца. С каждым новым поколением в памяти потомков остается все меньше сведений о жизни предков, их борьбе, радостях и страданиях. Книги Н. Дернович призваны сохранить для будущего те кусочки прошлого, что хранятся в памяти поколения нынешнего. Для написания очерков, основанных на рассказах жителей хуторов Каменского района, писательница проделала огромную работу по сбору материала, опросу старожилов, изучению документов. Пятую книгу она написала о своих предках и назвала ее «Родня».
Вторая подаренная книга – сборник стихотворений «Время Z» карманного формата, в ней семь десятков стихов о событиях на Донбассе с 2014 года по сегодняшний день. Почему карманная? Потому что предназначена, прежде всего, для наших героев на передовой, любящих книгу: почитал, положил в карман и пошел дальше на службу и подвиг. Ее отправляют на передовую вместе с гумпомощью.
В предисловии книги «Время Z» Нина Андреевна обращается к своим читателям, говоря самое главное о своих чувствах и своем творчестве на сегодняшний день. Мы приводим это предисловие здесь полностью, оно настолько цельное и отражает чувства многих из нас, что из него невозможно исключить ни одной строчки:
«Я ростовчанка по рождению. Предки – донские казаки. По окончании Ростовского-на-Дону пединститута попала в Краснодон по распределению, чему была рада. Ведь это все равно Дон, к тому же красный. А я обожаю этот цвет. Он меня не раздражает, он радует. К тому же неподалеку текла моя родная река Северский Донец, вокруг любимые до трепета донецкие степи с ветрами, наполненные терпкими ароматами чабреца, полынка, тысячелистника…
Краснодон стал мне второй Родиной, а конкретнее – Родиной моих детей и внуков. Юридически это была Украина. Но какая это Украина, если вокруг казачьи хутора, а их жители-хуторяне блюдут традиции моего народа и разговаривают не просто по-русски, а на казачьем говоре, говоре моих земляков.
Из истории я знала, что эти земли были переданы Украине при становлении Советской власти в двадцатые годы прошлого столетия. Русские люди, казаки, очень хотели, чтобы их приписали или прописали назад в Россию и отправляли прошения об этом в Москву. Но увы… Их не услышали. Последняя такая бумага была датирована августом 1941 года. Страшная война подкатывалась к их дому, и они мечтали, просились в Россию.
После страшной, кровопролитной войны об этом уже никто не говорил. Русский народ столько пережил, столько выстрадал! Люди были уверены, что они победили навсегда, что это последняя война в их жизни. Мы, действительно, жили в долгом, почти семидесятилетнем мире и привыкли к нему. Но на Украине случился Майдан, военный переворот, который Донбасс не поддержал. И тогда на Донбасс пришли танки, люди пытались останавливать их голыми руками, не поверив, что война возможна, пока танк не проехал по человеку. И только тогда осознали наконец, что это конец нашей мирной жизни.
Это было катастрофой, катастрофой не только в жизни, но и в сознании. Что бы я потом не делала и не писала, мысли все равно возвращались к войне. Я выплескивала свое горе, разочарование, свои страхи, боль, злость и отчаяние от беспомощности на лист бумаги и так сожалела, что я уже в том возрасте, в котором уже не воюют.
Мое потрясение связано еще и с тем, что я любила Украину: пела ее песни, вышивала украинские блузы-вышиванки, читала книги на мове. Если была возможность прочесть книгу на русском или украинском языке, всегда выбирала украинский, чтобы лучше знать, привыкать к нему.
Украина тоже хорошо ко мне относилась. Я получила звание «Заслуженного работника образования УССР». Это было в 1991 году. Это, вероятно, была последняя награда Советской власти. Не прошло и двадцати лет, как мы стали лишними людьми в этой стране. Нас не просто стали выгонять, нас начали убивать.
Понимаю, что война из окопа другая, не такая, как я ее вижу. Разные люди в различных условиях по-разному думают и чувствуют. Я вот так.
Мои стихи, которые я вместе с болью и слезами выплескиваю на бумагу, это стихи обывателя, обычного человека, женщины, мало понимающей в военном деле, но остро чувствующей боль земли, родной страны, боль солдата, обреченного войной на нечеловеческие условия работы и выживания, боль каждого человека, которого затронула эта уродка, это безобразное чудище по имени война. Живу бесконечной любовью к родной земле, надеждой на русского солдата, мужественнее которого нет на земле, и святой верой в нашу победу.
Нина Дернович».
Межпоселенческая центральная библиотека Каменского района. Фотографии предоставлены М. Савельевой, заведующей Вишневецким отделом МЦБ.