Накануне Дня Святой Троицы мы побывали в волченском храме, где сейчас ведется роспись стен.
Свято-Троицкий храм в хуторе Волченском пережил непростую судьбу. Основанный в 1892 году храм имеет богатую и уникальную историю. Но были в его истории и трагические страницы – дни забвения и разрухи. К сожалению, на протяжении многих лет храм был в запустении. Благодаря неравнодушным жителям хутора Волченского здание удалось сохранить. С приходом отца Павла Лукошкина в 2011 году началась новая страница летописи храма. Обустроено и продолжает обустраиваться подворье храма, ведутся работы по внешней отделке фасада, крыши и куполов.
В течение нескольких лет была проделана титаническая работа. Параллельно отделочно-строительным работам фасада здания велись подготовительные отделочные работы внутри – настил полов, штукатурка стен. Около трех лет ушло на то, чтобы штукатурка просохла и стала пригодной для изготовления на ней фресок. Для выполнения росписи храма отец Павел пригласил иконописцев Николая Орехова и Дмитрия Батюка, сотрудников иконописной мастерской «Покров» г. Константиновска. С работой мастера Н. Орехова настоятель Свято-Троицкого храма был знаком ранее. Иконописец выполнял работы для храма в Сальском районе, где ранее служил отец Павел. Николай стал автором первой иконы, написанной для Свято-Троицкого храма. Этой работой стала икона священномученика Николая Попова.
1 июля 2019 года начались работы по внутренней росписи храма. Получив благословение, иконописцы приступили к работе, начав ее с купола церкви. Это самая высокая точка. Купол расписан ангелами, в центре белый голубь – традиционный христианский символ Святого Духа.
– Волченский храм Святой Троицы – это мой первый храм, где я работаю над росписью. Пробой пера в иконописи стала икона «Убиенные младенцы» («Четырнадцать тысяч младенцев, убитых Иродом»), – рассказывает Дмитрий Батюк.
Мы рассматриваем икону, выполненную Дмитрием. Он обстоятельно рассказывает об этапах написания. Ему не сразу доверили всю работу. Сначала выполнял отдельные детали и элементы. Сейчас, набравшись опыта, художник работает над сюжетом самостоятельно.
– Поначалу на лесах чувствовал себя неуверенно, все-таки, высота очень большая, но со временем привык, – улыбается Дмитрий.
Николай Орехов – опытный художник-иконописец. Стаж его работы в иконописи – четверть века. Он писал для многих храмов нашей области. Эскизы для Свято-Троицкого храма художник разработал сам. Они были одобрены отцом Павлом и получили благословение епископа Симона.
На момент нашего визита Николай работал на лесах над иконой «Вход Господень в Иерусалим». Она выполняется в живописной технике, темперой. Весь сюжет полностью прорисовывается на отведенном месте, а затем послойно расписывается. Фрески получаются легкие, воздушные, гармоничные. Художники используют в работе декоративные объемные элементы для фонов, которые наносят шпатлевкой. Затем фон золотят – как правило, для этой цели используется листовая поталь. Объемные фоны впечатляют своей тонкостью и аккуратностью. Своды украшаются имитацией мрамора, которая выполняется вручную.
Роспись храма ведется уже пять лет. На данный момент расписан купол церкви, так называемый барабан, выполнена роспись в алтаре, практически готовы фрески «Воскресение» и «Вход Господень в Иерусалим». И хотя впереди у художников еще много работы по внутренней отделке, как живописной, так и декоративно-прикладной, уже сегодня можно представить, как будут выглядеть обновленные стены любимого прихожанами храма.
Выходец из донской казачьей семьи Николай Попов стал священником в 1893 году. Его первым приходом стала Успенская церковь станицы Аксайской, известной своим чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Меньше года он состоял законоучителем Аксайской церковно-приходской школы, и в ноябре 1894 года Архиепископ Донской и Новочеркасский Донат рукоположил диакона Николая во пресвитера. Отец Николай поехал в новый приход в хуторе Колодезном станицы Мигулинской Верхне-Донского округа. Затем он стал трудиться на новом приходе в хуторе Верхнее Гнутове станицы Есауловской. Отец Николай всего себя отдал служению Богу и духовной помощи своим прихожанам. Его силами был отремонтирован храм, позолочены купола, построены школы. В годы Первой мировой войны, во времена безбожия и смуты, священник был расстрелян. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Ростовской-на-Дону епархии 17 июля 2006 года иерей Николай Попов (1864–1919) был причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских XX века.
По информации сайта «Азбука веры».
Е. АНТОНОВА, наш корр. Фото автора.