Этим летом в поселке Глубоком на улице Садовой появился новый арт-объект – белоснежная статуя целующихся влюбленных. Вечером она подсвечена, что выглядит особенно романтично. Автором деревянной скульптуры стал известный в райцентре мастер резьбы по дереву Алексей Подгорный, «перу» которого принадлежит и витязь у Детской школы искусств. Нашей газете Алексей показал и другие свои работы, а также коллекцию предметов старины, собранную им за несколько лет.
Несколько лет назад мы писали о работах Алексея Подгорнова в хуторе Хоботок, где он трудился над восстановлением казачьей усадьбы Владимира Дерябкина, знаменитого циркового артиста и нашего земляка. Дерябкин мечтал создать на высоком берегу Донца родовое поместье, а Алексей выполнял строительные и реставрационные работы. Владимир Дерябкин был большим любителем старины и коллекционером. Он создал единственный в России музей граммофонов, которые собирал много лет. Музей находится в Санкт-Петербурге, он работает и после смерти своего создателя. Общаясь с цирковым артистом, знатоком истории и коллекционером антиквариата, Алексей сам заразился любовью к вещам с историей. Честно говоря, коллекционированием он увлекся еще в школе, когда на улице нашел свою первую, царских времен монету. Она положила начало небольшой коллекции, но сегодня в арсенале Алексея не только монеты, но и множество предметов разных исторических периодов. Что-то предстоит реставрировать, а что-то можно уже сейчас оформить для музейной экспозиции. Жаль только, помещения для этого нет.
Но вернемся к хобби Алексея – вырезанию предметов из дерева. Посмотрите на фото – этот подстаканник настолько тонкой работы, что диву даешься. Сюжет всем нам прекрасно знаком – старик с неводом из пушкинской сказки «О рыбаке и рыбке». Алексей внимательно следит за другими мастерами и их работами, но, говорит, такого ни у кого не встречал. Идея мастеру пришла во время путешествия по Англии. И эта история стоит отдельного рассказа.
Как-то еще до пандемии сын Владимира Дерябкина, тоже Владимир, цирковой артист и дрессировщик предложил Алексею Подгорнову поехать на гастроли в качестве ассистента. Рукастый и ответственный молодой человек в кочевых условиях передвижного цирка – сотрудник просто незаменимый. Тем более в номер дрессировщицы собак Дианы Ведяшкиной был срочно нужен помощник. Алексей согласился, потому что в первую очередь интересно посмотреть мир, людей, другие страны и города.
Почти год цирк колесил по Европе – Великобритания, Нидерланды, Германия. У Алексея был свой круг обязанностей – он помогал собирать шатер, следил за собаками. В цирковом номере дрессировщицы было десять такс. Те, кто знаком с этой породой, знает, какие это активные, задиристые, своенравные и смелые собаки. Внимания они требовали повышенного, и тем не менее Алексей успевал в этом турне не только выполнять свою работу, но и открывать для себя что-то новое.
– В Англии мы пробыли несколько месяцев. Я много гулял по окрестностям, там очень красивая природа, леса, поля. В этих прогулках находил ветки, части деревьев, которые подходили для поделок. В свободное время много вырезал, в основном сувениры, и дарил их, в том числе знакомым англичанам. Никакой русофобии тогда не было, люди там очень доброжелательные. В своих рабочих путешествиях по Англии и Голландии я и придумал этот подстаканник. Тогда же решил запастись материалом. В одном из английских поместий увидел, что в саду упало дерево самшита. У самшита очень твердая, прочная древесина, растет он медленно, по миллиметру в год, поэтому понятно, что дерево было прямо древним. Спросил у сторожа, можно ли взять. Он разрешил, я забрал все, высушил, снял кору, сделал заготовки и увез с собой. Кстати, предложений купить древесину самшита очень мало и стоит она дорого. Так что мне повезло, – рассказывает Алексей.
От идеи до воплощения задуманного подстаканника прошло почти четыре года. Мастер подходил к делу дотошно – просмотрел тысячи фото и рисунков из пушкинской сказки и не только. Изучал, как сделать самые небольшие детали, как плести лапти и сеть, как подвязывать косоворотку. Начал с самого сложного – с фигуры старика, который получился и сказочным, и реалистичным одновременно. Затем сделал основание и сеть, понизу которой вырезал морские волны, раковины, морских звезд. Рассматривать подстаканник можно долго, удивляясь тонкости работы и точному воплощению художественного замысла.
В Германии Алексей показал свою незавершенную работу мастерам – резчикам из России, которые проводят мастер-классы и продают свои изделия в специально созданном русском квартале одной из городских зон отдыха. Они были впечатлены такой мелкой работой, не думали, что простой парень с Дона их так удивит, еще и выпросили у Алексея заготовку из самшита.
Кроме своего хобби, за границей Алексей много времени уделял антикварным магазинам, аналогам нашего блошиного рынка. Вещей и мебели самых разных стилей и происхождения там было немало, все это в Англию свозилось и свозится со всех концов света. Но наибольший интерес у нашего мастера вызывали старинные инструменты. Удобные в руке, из крепкого качественного металла, обязательно с клеймами производителя, они и сейчас прекрасно справляются со своими задачами.
– Я набрал для себя ключи, сверла и многое другое. Сегодня инструмент в магазинах не очень качественный, многие охотятся за советским на блошином рынке в Каменске, я тоже туда заглядываю, – делится Алексей.
Мы беседуем в мастерской, где рядом соседствуют инструменты и коллекция старины Алексея.
В старых, видавших виды стременах или деталях прялки на первый взгляд мало интересного, но в руках Алексея все оживает и приобретает другой смысл. О каждой вещи он знает все. Например, это стремя выковано примерно в 17 веке, простой формы, другое больше похоже на современное, сделано на производстве уже в 19 веке. Вот целая коллекция утюгов – цельнолитые или угольные с открывающейся крышкой и емкостью для углей с колосниками. А под них ажурные литые подставки. Алексей с особым увлечением собирает металлические, кованые предметы казачьего быта, инструменты, скобы для деревянных ставен, амбарные замки с ключами и многое другое. Они как экскурс в прошлое. Назначение некоторых предметов не разгадать без подсказки – вот эта замысловатая конструкция оказалась машинкой для очистки кукурузных початков, вот мощная секира, она применялась для размельчения тыкв для скотины и птицы, вот весы, вот приспособление для посадки саженцев деревьев.
Отдельное место в коллекции занимают подвесные керосиновые лампы конца 18 – начала 19 века. Тонкое литье подвесов с цветами и фигурами, фаянсовые емкости и стеклянные колпаки, хрупкие плафоны – выглядят лампы как произведения искусства и создают неподражаемый уют в помещении.
А еще у Алексея сложилась небольшая коллекция граммофонов. Причем до сих пор в антикварных лавках можно найти для них иглы и пластинки, а значит, и прослушать старинную запись. Алексей завел один из граммофонов, поставил пластинку начала 20 века с записью известной песни «Вдоль по Питерской». И надо сказать, в песне много неизвестных куплетов с рассказом о куме, куме и том самом судаке. Можно отлично разобрать слова. Каково?
В завершение мы беседовали о том, что старинных предметов в коллекции уже столько, что хватит не на одну экспозицию. Алексей мечтает показать это людям, но сетует, что создание музея – дело дорогое, хлопотное и для него неподъемное. Тем более что коллекционирование – это только хобби, которому он может уделить немного времени.
Мне кажется, наш мастер мог бы принимать участие в массовых районных мероприятиях, выставках и представлять на них небольшую часть своей коллекции, связанную одной темой. Например, быт казаков, военные походы или музыкальную коллекцию. С его комментариями это было бы очень интересно и познавательно.
А возвращаясь к скульптуре влюбленных у дома на улице Садовой, добавлю, что Алексей Подгорный по-настоящему болеет за свой родной поселок, своими руками делает его красивее. «Влюбленных» он представлял на одной из выставок в Ростове и от предложения оставить там скульптуру отказался. Мол, дома нужнее. И еще мастер сетует, что Витязь обветшал и требует ремонта, но для этого ему нужна помощь.