14, 19 и 29 августа в храмах совершается освящение плодов нового урожая. В народном календаре эти дни называются Спасами. Что это за обычай, откуда он пошел и о каких событиях вспоминает в эти дни Церковь?
Что вообще значит Спас?
Спас — это сокращенная форма слова Спаситель: так называют Иисуса Христа, Сына Божьего, Который избавил людей от рабства греху, даровал всему человечеству возможность спасения души и вечной жизни. Народное название праздников как раз и указывает на их связь со Спасителем. Так, 14 августа празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, 19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а 29 августа — Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа.
Изнесение Честных Древ… Непонятно – это про что?
Праздник был учрежден в Константинополе, где раньше хранилась часть Креста, на Котором был распят Иисус Христос. Раз в год в первый день августа (14-го по новому стилю), когда из-за жары люди особенно страдали от распространения различных инфекций, ее торжественно выносили из царской сокровищницы в собор Святой Софии. Затем в течение двух недель Крест носили по городу и служили перед ним молебны. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси.
А Преображение?
В праздник вспоминается евангельское событие, когда Иисус Христос на горе Фавор во время молитвы явил Свою Небесную славу трем апостолам: Петру, Иакову и Иоанну. Его одежды и лицо просияли неземным светом, преобразились. Это чудесное откровение Своей небесной славы Господь совершил, чтобы укрепить дух учеников и их веру накануне грядущих испытаний.
Третий Спас – о каком нерукотворенном образе речь?
По преданию, этот образ Христос подарил царю Эдессы Агарю. Образ сам проявился на полотенце, которым Спаситель отер Свое Лицо после умывания. В X веке образ перенесли из Эдессы, находившейся в недружественном исламском окружении, в Константинополь.
Но если есть церковные названия праздников, откуда эти «продуктовые»?
Они связаны с древней церковной традицией освящения плодов нового урожая. На Медовый Спас в церкви освящают мед нового сбора, на Яблочный — яблоки, а на Ореховый — орехи. К этому времени эти плоды как раз созревают. А в качестве дней для освящения были выбраны особо почитаемые в августе праздники церковного календаря, когда люди стремились обязательно прийти в церковь.
А что это вообще за традиция освящать плоды? В Библии про такое что-нибудь есть?
Да. Практика освящения плодов нового урожая берет начало от обычая приносить Богу, как Владыке Неба и земли, начатки плодов и скота. Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего — читаем мы в книге Исход (Исх 23:19). Более того, согласно Ветхому Завету, евреи не могли даже есть плоды урожая раньше, чем первые плоды его будут принесены Богу. Никакого хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших (Лев 23:14).
Источники: foma.ru, azbyka.ru.