Курганы – неотъемлемая часть донского пейзажа.
Они пронизаны историей и мифами. Мы довольно часто встречаем эти древние насыпи в наших степях и даже не задумываемся о том, какие тайны они хранят.
О чем молчат эти величественные сооружения,
обнаруженные на территории Астаховского поселения еще в 70-х годах прошлого века, я поинтересовалась у научного консультанта спасательных археологических полевых работ, сотрудника института археологии РАН, археолога с большим стажем Евгения Козюменко:
– Курганы, как правило, служили местами захоронений кочевников, и каждая такая насыпь – это целый мир, наполненный следами давно ушедших людей. Внутри кургана, как правило, находятся не только останки древних людей, но и предметы материальной культуры – орудия труда, украшения, посуда, а еще ритуальные вещи, которые рассказывают нам о верованиях и обычаях племен, живших на территории нашей земли много веков назад. Кроме этого, курганы являлись ориентирами для кочевых троп, позже использовались как наблюдательные пункты.
Евгений Владимирович рассказал, что на пути будущего водовода стоят восемь курганов. По закону, пока курганы не будут исследованы все до единого, работы по строительству разводящих водопроводных сетей не начнутся. На данный момент исследовано шесть курганов, два находятся в работе. На объекте трудятся опытные сотрудники, в их распоряжении два экскаватора и «КамАЗ». Процесс трудоемкий, кропотливый, занимает много времени, поэтому специалисты работают ежедневно, применяя современные методы исследования древних захоронений. Итак, после разметки территории, экскаватор аккуратно снимает пласты земли, после чего на поверхности открываются погребальные пятна, затем в ход идут лопаты, ножи, кисточки. После аккуратной зачистки находок геодезисты тахеометром замеряют их расположение, а археологи с помощью фотоаппарата фиксируют, каким образом был найден предмет и где он расположен. Такая точность важна, так как в результате раскопок происходит полное уничтожение памятника в том виде, в котором его сохранила земля. Далее все сведения заносят в отчет, и, чтобы на чертежах все сходилось, используют данные тахеометра. Еще несколько лет назад археологи пользовались миллиметровками, нивелирами, рулетками – сегодня необходимость в этом оборудовании отпала. Использование электронного тахеометра при наличии ноутбука позволяет в течение нескольких минут непосредственно на месте раскопок получить множество снимков с различных сторон в привязке к определенным точкам. Затем с помощью технологий трехмерного моделирования получается цифровая копия раскопа. Этот современный метод позволяет экономить время полевых работ и добиваться точности. Полученную таким образом информацию удобно хранить и использовать при написании научных работ.
Затем Евгений Владимирович показал нам погребальную камеру, на дне которой находились довольно хорошо сохранившиеся кости взрослого человека, предположительно женщины, рядом лежала курильница на ножках, украшенная орнаментом, с остатками углей, пепла и травянистых волокон, а при входе в катакомбу на ступени стоял керамический горшок (см. фото). Погребальная камера олицетворяла у древних людей дом. Ученые предполагают, что сосуды с пищей и питьем ставили в могилу, чтобы душа умершего не голодала по пути в загробный мир, т.е. человека снабжали всем, что могло ему пригодиться в этом путешествии. Покойников укладывали в определенной позе. В данном случае – скорченными на левом боку, т.е. налицо все признаки катакомбной культуры. Всего в древних курганах было обнаружено 15 достоверных погребений эпохи средней и поздней бронзы, III тыс. до н.э. К слову, все скелеты взрослых людей довольно большие, это характерная особенность человека, относившегося к катакомбной культуре раннего этапа. Кроме того, были обнаружены парные захоронения с маленькими детьми и даже с младенцами, а также предметы материальной культуры – керамические горшки.
В связи с этим Евгений Владимирович напомнил о драматических событиях, происходивших в бронзовом веке в Левенцовской крепости, которую называют Донская Троя (сегодня это территория г. Ростова-на-Дону) – из-за Урала пришли воинственные племена срубников (срубная культура), которые в отличие от гигантов-катакомбников (катакомбная культура) были небольшого роста, и между племенами разгорелась кровавая борьба за контроль над благодатными землями. Победу одержали срубники.
Я поинтересовалась у Е. Козюменко, куда будут отправлять кости людей и животных.
– В Ростове очень хорошая школа антропологии, все ученые – выходцы из Ростовского государственного университета. Они-то и будут определять пол, возраст и причины смерти древних людей, – рассказал Евгений Владимирович. – С костями животных, которые были обнаружены в погребальных ямах, будут разбираться ученые-биологи. А вот остатки керамики после восстановления мы отправим, скорее всего, в местный музей, в Каменск.
В ходе беседы археолог отметил интересную стратиграфию кургана (К слову, в кургане «Березовый-IX», о котором мы писали ранее, она не прослеживалась, так как насыпь была разрушена в 80-е года прошлого столетия во время строительства автодороги. – Прим. автора), который в разрезе похож на слоеный пирог – четко видно, что насыпь возводилась в несколько этапов, т.е. в разные периоды времени люди делали впускные захоронения и, соответственно, строили насыпи над каждым новым погребением, в итоге все они слились в единый большой курган, который сохранился на высоту более трех метров. Наверху обычно находились самые поздние захоронения.
Вот такой интересный и познавательный урок истории преподал мне Евгений Владимирович. Я так заразилась его рассказами, что несколько дней подряд слушала лекции Владимира Яковлевича Кияшко, моего преподавателя по курсу археологии в РГУ, известного ростовского археолога, кандидата исторических наук, профессора, воспитавшего не одно поколение донских археологов.
А раскопки на территории Астаховского кургана продолжаются. Если будут интересные находки, то мы обязательно расскажем о них в следующих номерах газеты.