В этом году поселок Глубокий отмечает 155 лет со дня образования. Нам, конечно, не тягаться со столицами или древними городами, но так вышло, что за полтора столетия своей истории железнодорожная станция Глубокая, а затем и рабочий поселок видели все самые значимые события беспокойного 20 века. А его жители и выходцы вписали золотые страницы в историю России. К сожалению, до сих пор нет объединенного труда, посвященного истории поселка Глубокого. Мы изучили некоторые источники, а также расспросили местных жителей, которые поделились своими интересными воспоминаниями. Давайте проверим ваше знание истории райцентра. Итак, а вы знаете, что?
До 1869 года на месте будущей железнодорожной станции Глубокой было поле, а на берегу реки Глубокой находился казачий хутор Иванков, названный по имени первых поселенцев казаков Иванковых. Хутор возник в XVIII веке. Через хутора Иванков и Пиховкин пролегал почтовый тракт, соединяющий центральную Россию с Областью Войска Донского. По описанию 1873 года хутор Иванков состоял из 59 дворов и 27 отдельных домов с населением – 200 мужчин и 135 женщин.
Есть легенда, которая рассказывает о строительстве станции Глубокая и паровозного депо. Акционерное общество хотело построить станцию и депо возле Верхнего Пиховкина, но казачий сход запротестовал и не разрешил строительство. Тогда было решено построить станцию у хутора Иванкова на сыром и низком месте, тем более казаки не возражали – им эти неудобья были не нужны. Уже перед Великой Отечественной войной хутор Иванков перестал существовать как отдельный населенный пункт и вошел в состав поселка Глубокого.
Целая детективная история случилась и со строи-тельством паровозного депо. Сначала его хотели построить в станице Каменской, атаман Донецкого округа не разрешил – мол, будут тут гудеть, вонять, закоптят станицу. По той же причине депо не построили в Миллерово. Наконец построили депо на станции Глубокой.
На вокзале в Глубоком был буфет с горячими и холодными блюдами; мужская и дамская уборные при зале первого и второго классов; телеграф. В местном пристанционном хуторе Глубоком имелось до 500 домов и до 3 000 жителей, причем на ежедневно происходящем базаре производилась скупка хлеба, живой и битой птицы, шерсти, ягод, преимущественно вишни и других продуктов, получаемых из 19 разных населенных пунктов и помещичьих экономий района, тяготеющего к станции.
А вы знали, что в Иванкове были «микрорайоны», названные по фамилии казаков, которые там проживали. В районе водокачки жили Ерохины и Короченцевы, у Елисеевского моста исключительно Елисеевы и Иванковы, потому и мост до сих пор называется Елисеевский. За водяной мельницей жили Аладьины, Легковы, Кучеровы. В сторону Березовки – Плетняковы и Бабченковы. Вот почему и сегодня этот район называют Бабки.
С появлением станции Глубокой казаки получили возможность легко зарабатывать. Рабочие станции жили в бараках и землянках, остро стоял жилищный вопрос. Земля принадлежала хутору, а закон запрещал продажу казачьей земли иногородним. Тогда казаки придумали, как обойти закон. Пригодную под застройку землю у станции они разделили на усадьбы по улицам, строили дома и сдавали в аренду приезжим. В других случаях казак продавал построенный дом следующим образом: по договоренности он отдавал вексель на ту сумму, которую получил от продажи дома. Когда наступал срок платить по векселю, он отказывался это делать. Иногородний шел в суд с векселем, и суд решал за неуплату долга усадьбу с домом отдать ему в качестве погашения долга.
Постепенно с конца 19 столетия станция Глубокая превращается в одну из крупных по Юго-Восточной железной дороге. В районе станции растут амбары для ссыпки зерна, погрузочные площадки, бараки для рабочих, магазины. В одном из них – магазине купца Очакова, построенном в 1910 году, сегодня расположен районный Дом культуры.
В 1912-13 годах начала действовать паровая мельница, аптека Матусевича, хлебная ссыпка и ветряная мельница Кумшатского, шпалопропитный завод, хлебные ссыпки торговцев Севостьянова, Вибе, Алафузова, Сербионова, маслобойня, мельница.
В начале 20 века в Глубоком жило много богатых торговцев, почти на каждом перекрестке стояла пивная. А между железной дорогой и улицей Садовой был сад для гуляний.
Станция Глубокая, а с ней и хутора Иванков, Березовый, Астахов стали центрами революционного движения. Революционное движение связано с громкими именами деятелей как большевистской партии, так и белогвардейского движения. Генерал Каледин задумал перебросить 4 казачий полк со станции Глубокая в Чертково. Но когда казаки узнали, что их направляют воевать с большевиками, вышли из вагонов и отказались ехать. Митинговали в Глубоком на базарной площади, собирали стихийные митинги казаков и рабочих.
Станция Глубокая упоминается в романе М. Шолохова «Тихий Дон» – писатель подробно описал разгром под Глубокой чернецовского отряда белых.
«Натягивая гимнастерку, Григорий не попадал в рукава. На бегу обулся, схватил шинель. За окном лузгой сыпались выстрелы. Протарабанила подвода.
Кто-то заливисто и испуганно кричал возле дверей:
– В ружье!.. В ружье!..
Чернецовские цепи, оттесняя заставы, входили в Глубокую. В серой хмарной темноте метались всадники. Бежали, дробно топоча сапогами, пехотинцы. На перекрестной улице устанавливали пулемет. Цепкой протянулись поперек человек тридцать казаков. Еще одно звено перебегало переулок».
«Григорий поймал Подтелкова за рукав, спросил, задыхаясь:
– Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель донского Совнаркома! Ты, поганка, казаков жидам продал! Понятно? Ишо сказать?»
На нашем вокзале бывал Климент Ворошилов. На станции Глубокой весной 1918 года прибыла 5 украинская армия под командованием будущего маршала. 80 эшелонов отходили на Лихую и Волгоград под натиском немецких войск. С собой забрали ценное имущество от глубокинских революционеров-железнодорожников, самих железнодорожников и их семьи, все паровозы из депо и ушли на восток. Руководил отступлением сам Ворошилов. В результате боев в районе Глубокой, Гундоровки и Каменской белоказаки и подошедшие к ним на помощь немцы были разбиты и отброшены на запад. В декабре 1919 г. в хуторах района, в том числе поселке Глубоком, была окончательно установлена власть Советов.
После установления власти Советов на Дону в 1920 году в Глубокинском паровозном депо была создана первая комсомольская ячейка из молодых рабочих. В июле-августе 1921 года наши комсомольцы в составе частей особого назначения участвовали в отражении банд махновцев, которые заняли хутора Уляшкин и Верхние Грачики и угрожали захватить станцию Глубокую. Но махновцы были отбиты чоновцами. В тех боях отличился глубочанин, будущий участник Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант танковых
войск Сергей Сергеенко.
В центральном парке поселка Глубокого на мемориале Славы установлен танк Т-60 – один из шести, сохранившихся в мире. 14 января 1943 года танк первым вошел в поселок, ведя разведку со стороны железнодорожного моста на севере Глубокого. На улице Артема у домика дорожного мастера был обстрелян и подбит. Экипаж, состоявший из двух человек, погиб. В 1947 году танк отреставрировали и установили на мемориале как напоминание о подвиге освободителей.
В послевоенной истории поселка был и трагический эпизод.
Летчик-штурмовик Алексей Леонтьевич Кривонос, фронтовик, Герой Советского Союза, погиб в небе над поселком Глубоким 8 сентября 1955 года во время тренировочного полета. Вместе с ним погиб и замкомандира эскадрильи. Летчики нарушили полетное задание, прошли вдоль улицы на предельно малой высоте, зацепились за крышу одного дома левой лопастью и снесли несколько домов. В результате погибли не только оба летчика, но и несколько глубочан.
Центральный парк создавался руками комсомольцев-железнодорожников и стал любимым местом отдыха всех глубочан. Пожилые вспоминают, что ходили на танцы по выходным – в парке играл духовой оркестр. В 70-80-е годы настало время современной музыки и современных инструментов. Вокально-инструментальный ансамбль под руководством Александра Иванова был самым модным, а музыканты – самыми популярными ребятами. Подростков на танцплощадку зачастую не пускали, мест не хватало, и они танцевали рядом. Это называлось «пойти под танцы».
Уроженцы поселка Глубокого прославили поселок во многих областях – военном деле, культуре, спорте, промышленности и науке, в том числе космической отрасли. Выпускник школы № 32 Вячеслав Рахманин стал успешным разработчиком ракетных двигателей, главным конструктором, лауреатом Государственной премии СССР. Выпускник школы № 72 Владимир Дурнев стал военным специалистом в области радиоэлектронных систем, руководителем работ по испытаниям ракетно-космической техники. А Сергей Мигулин, выпускник школы № 1, проходил срочную службу на космодроме Байконур, участвовал в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет, запусках первых космических аппаратах системы «Глонасс». Заслуженный испытатель космической техники, старший научный сотрудник НИИ военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Патриот малой родины, автор многих публикаций об истории поселка Глубокого и Каменского района. В его книге «История поселка Глубокого в лицах» много малоизвестных фактов о наших земляках. Загляните в библиотеку, узнаете много интересного, а может, кто-то из молодежи захочет повторить славный путь и вписать свою страницу в историю большой страны. А вы знали, что раньше невозможно было представить железную дорогу без водонапорных башен?
Это сегодня железная дорога электрифицирована и составы тащит за собой электровоз. А на заре создания железных дорог функцию локомотива выполнял паровоз. По названию понятно, что в движение его приводила паровая тяга. Для пара же нужна была вода. Запаса воды в паровозном тендере (баке) хватало на определенный участок, затем требовалась дозаправка. Поэтому станции строили не только на определенном расстоянии, но и обязательно рядом с водоемом с достаточным запасом воды.
Для паровозов на станции Глубокой воду брали в реке Глубокой. Самым первым и очевидным элементом в цепочке тягового водоснабжения паровозов на станциях являлся ближайший водоем, вторым элементом – насосная станция с береговым колодцем. В поселке Глубоком насосная станция находилась на берегу, район до сих пор называется «водокачка», и здесь сохранились развалины насосной станции. Водонапорная башня была следующим элементов системы водоснабжения. Насосная станция по водопроводу (переулок Водопроводный) накачивала воду в водонапорную башню, а из нее вода самотеком поступала в гидроколонку для заправки паровозов. Она находилась непосредственно рядом с путями. Заправлял паровоз машинист или его помощник – забирался наверх паровоза, открывал люк бака, направлял колонку и открывал кран. Паровозный тендер вмешал до 40 тонн воды.
Вот эта дозаправка и была причиной длительных остановок пассажирских поездов, в том числе и на нашей станции. Сегодня составы пролетают мимо со свистом или делают остановку не больше чем на 2 минуты. А тогда пассажиры выходили из вагонов, прогуливались по перрону. Моя свекровь, которая в 50-х годах была школьницей, рассказывала, что с девчонками они очень любили после уроков бегать на станцию и смотреть на пассажиров. Особенно интересно это было летом, когда из столиц и крупных городов народ ехал отдыхать на юг. Обычных рабочих и крестьян тогда к отдыху на югах еще не приучили, а вот офицеры Красной армии и их семьи были активными курортниками. И вот представляете чувства тех девчонок, которые выросли в войну, редко получали в подарок от родителей новое платьице, а в школе поначалу писали на обрывках газет. А тут они своими глазами могли увидеть на перроне столичных модниц. Перрон был для них неким аналогом модного подиума, а еще и школой хороших манер. Элегантные дамы выходили из вагонов в шелковых ярких халатах, аккуратных домашних шлепанцах и покупали у местных хозяек продукты. Предприимчивые глубочанки вовсю использовали возможность заработать – на вокзал приносили не только овощи и фрукты, но и готовых вареных кур, молоко, яйца, творог и масло, самодельную выпечку, орехи и семечки. А офицерские жены несли себя высоко, занимая довольно высокое социальное положение. Мало того, многие из них могли себе позволить не работать, что в советский период было неслыханной роскошью. Поэтому держали себя немного свысока, говорили правильно и были подчеркнуто вежливыми. После этого рассказа я сразу вспомнила фильм «Безымянная звезда», который мне очень-очень нравился в юности и остается одним из любимых до сих пор. Правда, в отличие от румынской школы, нашим девчатам находиться на вокзале никто не запрещал.
Благодарим Межпоселенческую центральную библиотеку за предоставленные материалы.