
Фото из семейного архива семьи БОГАТЧЕНКО.
С начала специальной военной операции на Украине наши земляки неоднократно проявляли мужество и самоотверженность в бою и были отмечены государственными наградами. К сожалению, некоторые – посмертно. Молодые ребята, жизнь которых, казалось, еще впереди, ушли в вечность, оставив о себе светлую память. Одним из таких героев стал Роман Богатченко из хутора Красновка.

Фото из семейного архива семьи БОГАТЧЕНКО.
После гибели Романа бывший атаман хуторского общества Евгений Мельников ходатайствовал перед атаманом Всевеликого войска Донского о награждении своего казака. «10 сентября 2009 года Роман Богатченко вступил в Красновское казачье общество. 12 сентября 2009 года в день Благоверного Святого князя Александра Невского у Поклонного Креста принял казачью присягу. Роман Тимофеевич в казачьем обществе участвовал во всех мероприятиях. Был награжден грамотами атамана Глубокинского юрта», – говорится в ходатайстве, которое было рассмотрено атаманом ВВД. На Большом кругу казаков Донецкого округа в сентябре этого года сыну Романа Данилу Богатченко была вручена награда отца – нагрудный крест «За заслуги перед Всевеликим войском Донским». А в октябре родные Романа Богатченко – мать Алла Евгеньевна, супруга Анастасия и сын Данил – получили его государственную награду – указом президента страны сержант Роман Богатченко награжден орденом Мужества посмертно. В представлении к награде о герое написано кратко, и, чтобы узнать, каким был Роман, мы обратились к его близким.

Фото из семейного архива семьи БОГАТЧЕНКО.
– Рома родился 23 августа 1993 года в многодетной семье. Он был самым старшим, очень гордился, что у него такая большая семья – три брата и четыре сестры. Почти сразу, как мы начали встречаться, познакомил с родными. Приняли меня тепло, – рассказывает супруга Анастасия.
Мы беседуем за чашкой чая в их доме в хуторе Красновка. Прошло всего несколько месяцев с момента гибели, Анастасии сложно сдерживать слезы, но видно, что все воспоминания о муже наполнены светом и любовью.
Как старший в семье, Роман с детства рос ответственным парнем, еще будучи школьником, старался подработать, а после окончания школы сразу устроился на работу. В 18 лет был призван в армию, служил в десантно-штурмовой бригаде. Вернувшись домой, поступил на работу в охранное агентство, отучился и стал квалифицированным охранником. Работал на объектах в Москве и Сочи, с 2014 года трудился в Каменске. В 2013 году Роман и Анастасия познакомились в компании общих друзей.
– Он очень серьезно воспринимал наши отношения. Сразу показал себя надежным, уверенным и целеустремленным человеком. Рома был очень умным, начитанным и разносторонним. Многим интересовался, многое умел, всегда старался сделать все своими руками. Когда мы стали жить вместе, начал самостоятельно строить дом. Мы въехали в него буквально перед рождением сына. Данил родился в 2016 году, Анечка – в августе 2019-го, как подарок на день рождения Ромы. Муж мечтал, чтобы у нас были сын и дочь. Так и вышло. Он души не чаял в детях, а они в нем. Данила приучал к рыбалке, очень увлекался ей, а Анечку баловал, как принцессу – любой каприз выполнял, – вздыхает Анастасия.
Роман не только уделял внимание своей семье, но и продолжал участвовать в жизни родителей, сестер и братьев. Мог молодежь и поругать, но больше учил, наставлял, помогал и поддерживал. Для братьев и сестер он был большим авторитетом. Мирную, спокойную жизнь большой семьи прервала специальная военная операция и мобилизация.
– Во время мобилизации из нашей семьи ушли на СВО почти все мужчины. Сначала призвали моего брата Мишу, который женат на сестре Романа Кате. Нам всем было очень страшно, и наши мужчины решили его поддержать. Роман пришел в администрацию поселения сам, там его уже ждала повестка в военкомат. 27 сентября 2022 года он уехал в часть. Следом был мобилизован Игорь, муж второй сестры Оксаны, и Сергей, дядя Романа. Все они надеялись попасть в одну воинскую часть, но не сложилось, – говорит супруга.
После обучения и боевого слаживания Роман Богатченко был направлен на передовую. Служил в штурмовой бригаде командиром отделения боевой машины пехоты. Звание сержанта ему было присвоено в 2024 году. Воевал под Марьинкой и Бахмутом. Выходил на связь с родными при первой возможности, предупреждал, если задание могло растянуться на несколько дней или недель.
– Рома не рассказывал подробно, что происходит с ним, где он находится, какие задачи выполняет, но было понятно, что это работа на износ – днями и неделями они находились на передовой без возможности выспаться, поесть или помыться, шли на штурмы, освобождали города и поселки, отражали атаки. Однополчане потом нам рассказывали, что он был всегда в числе первых, шел на штурмы, на задания, а когда мог, помогал в эвакуации раненых. Его не нужно было просить о помощи. У них сложилась настоящая боевая дружба. Много ребят приехало на похороны Романа, а те, кто не успел, в отпуске приезжали на могилу из других городов. Буквально на полчаса. Им это было важно. Нам, конечно, тоже. Мы очень гордимся тем, как однополчане относятся к Роме и его памяти, – рассказывает Анастасия.
В апреле этого года Роман пришел домой в отпуск. Супруга отметила про себя, что муж выглядит усталым и измотанным. Несмотря на это, он провел отпуск активно. 2 мая всей семьей приехал к своему атаману Евгению Мельникову. Никто не думал, что это их последняя встреча.

– Это было особенное время. Знаете, он каждый день старался быть с семьей, и не только с детьми, также ездил в гости к родным. Мы побывали у дедушки и бабушки в Миллерове, объездили всех здесь. Рома при этом говорил, что мы не ценим время, тратим его попусту. Мол, никто не знает, что будет дальше. Мне не хотелось думать о плохом, такие разговоры я прерывала. Рома сделал всю мужскую работу по дому, купил технику, планировал ремонт на будущее. 20 мая он возвращался в часть. Утром мы с матерью и бабушкой его провожали. Детей будить я не стала, но Данил встал сам. Он так сильно обнимал папу, когда прощался. Было видно, как Роме тяжело уходить, словно чувствовал что-то, – со слезами вспоминает Анастасия.
21 мая уже из зоны СВО Роман вышел на связь с женой, сказал, что в ближайшие день-два уйдет на задание, на штурм. Еще раз прислал весточку на следующий день и больше на связь не выходил. Неизвестность выматывала, мать и жена звонили однополчанам, товарищам, вестей не было. Спустя месяц, 23 июня, пришло извещение о том, что Роман Богатченко 14 июня погиб в бою. Потом было опознание, горькое отчаянье, когда надежды не осталось, и ноющая боль в душе…


1 июля состоялись похороны Романа. Проститься с героем и поддержать родных пришли родственники, близкие, знакомые, приехали однополчане. Сослуживцы с большим уважением вспоминали своего командира и товарища. И до сих пор стараются поддержать семью Романа. Это было тяжелое испытание, еще сложнее Анастасии было рассказать о трагедии детям:
– Рассказать сыну и дочери о смерти папы я смогла только спустя несколько дней. Это было для них большим ударом, особенно для Данила. Сейчас, спустя время, он каждый день вспоминает отца. Он принимал его награды – крест из рук атамана и орден Мужества от военкома, видел, с каким уважением все относятся к памяти Романа. Очень гордится отцом. Портрет и орден стоят у нас на видном месте, Данил постоянно напоминает Анечке о папе и его заслугах, трепетно относится к наградам. А недавно пришел из школы и рассказал, что учитель на уроке рассказывала о Романе и его участии в СВО. Муж ведь учился в Красновской школе. Ребята внимательно слушали, а сын гордился. Роман остается в нашей памяти и в нашей семье. Навсегда…