
Общение с творческими людьми всегда интересно, а увидеть, как создается новое изделие, – отдельная удача. Тем более когда этот вид искусства совершенно незнаком. В этот раз мне пришлось удивляться-восхищаться дважды. Сначала на выставке кукол глубочанки Татьяны Косаревской, которая проходила в предновогодние дни в районном Доме культуры, а затем в ее мастерской, где она рассказала о своем пути и творческих секретах.
Татьяна занимается декоративно-прикладным искусством больше 15 лет. А началось все, когда девочка Таня еще училась в Верхнепиховской школе. Годы учебы она вспоминает с теплом.
– Все учителя у нас были прекрасными. На уроках труда нас учили шить, вязать, готовить. А еще я любила рисовать. Дополнительно нигде не училась, но знания в школе давали основательные и учителя мотивировали пробовать новое, достигать целей. Жили мы скромно, родители работали в колхозе, в семье нас было трое детей. Мама всегда говорила – лучший подарок тот, что сделан своими руками. И вот на 23 февраля я впервые сшила в подарок для мальчиков-одноклассников мягкие игрушки – мишек и зайчиков. Ребята восхищались и в ответ дарили мне куклы. Но особая любовь к куклам появилась в моей жизни уже после сорока, – улыбается Татьяна.
Мастер говорит, что ей нравилось работать с отцом в мастерской, она обожала запах дерева, с детства любила бывать на природе, с ребятами ходила в походы. И сейчас ее вдохновляет на творчество окружающая красота.
– Я от земли получаю силу. Наш дом находился в районе школы, у реки, и меня с детства окружал очень красивый пейзаж. У нас в районе невероятно красивые места, – подчеркивает Татьяна.
К слову, сегодня окно ее мастерской выходит на реку Глубокую и большой луг в районе бывшей старинной мельницы – прям готовый сюжет для картины.
Творческие способности Татьяны отмечали все ее учителя, тем более что активная девочка старательно занималась во всех школьных кружках – гимнастика на мяче, волейбол, хор. Участвовала во всех мероприятиях и обожала петь на сцене. Преподаватели ориентировали ее на творческую профессию. А хуторская девчонка обожала балет и мечтала танцевать. В 15 лет, после окончания 8 класса, она отправилась в Мелитополь (Украина, Донецкая область) поступать в культпросветучилище на хореографа. При этом танцами никогда не занималась, о танцклассе и станке имела общее представление. Интересно, что в правлении никто в Тане сомневаться не посмел, дали направление от колхоза. Для поступления ей нужно было показать два разноплановых танца. Поставить номера помогли преподаватели Старостаничного центра эстетического воспитания детей и сам Дмитрий Гаврилович Белоусов. Татьяна, заряженная старостаничными хореографами на успех, поступила с первого раза и с удовольствием училась на хореографа.
Вернувшись домой, девушка начала работать в сфере культуры – в Верхнепиховском клубе и затем в РДК заведующей детским сектором. Концерты, выступления, работа с детьми и молодежью – культурная жизнь в ДК увлекала Татьяну полностью. Некоторые из ребят потом для себя выбрали творческую профессию. В сложные 90-е годы работа уже не давала дохода, и Татьяна ушла в предпринимательство, работала на рынке. Кроме этого, в свободное время шила и вязала на заказ.


Спустя время из-за проблем со здоровьем торговлю на рынке пришлось свернуть. Татьяна стала домохозяйкой, но неспокойный характер не способствовал отдыху. И она увлеклась глиняной игрушкой. Училась всему сама. Новое увлечение поддержала подруга и мастер ДПИ Ольга Миргород. Татьяна начала лепить игрушки-статуэтки и выезжать с ними на выставки, которые проводились в разных городах области. В начале 2000-х игрушки у Татьяны даже купили на выставке в Старочеркасске Людмила Путина и Светлана Медведева. Но дело не пошло, потому что для качественной игрушки нужен обжиг, а значит, дорогая муфельная печь. На нее средств не было. Поэтому глину Татьяна бросила и увлеклась цветоводством.
А несколько лет назад на спор с совершенно нулевыми знаниями и умениями сделала первую ватную игрушку. Получается, смелости и самоуверенности, а еще авантюризма Татьяне не занимать. Что-то глянула в интернете, до чего-то дошла сама и за вечер сваляла ватного младенца на елку. Спор она выиграла, игрушку неожиданно продала за немалую сумму и поняла, что новое увлечение может приносить хороший доход. Взялась за дело всерьез. Как же получилось научиться всему самостоятельно?
– Когда ты знаешь, какой должен быть конечный результат, то понимаешь, как его достичь. Каркас из проволоки, на него наматываются слои ваты, вата используется самая обычная, слои проклеиваются клейстером, лицо делаешь из глины, готовое красишь, – рассказывает об этапах Татьяна, демонстрируя заготовку. – Потом я смотрела мастер-классы известных мастеров, изучала разные методики, но пока ты не посидишь над игрушками много-много часов, ни один мастер-класс не даст мастерство в руки. Пока через руки и голову не пропустишь все косяки, не узнаешь все возможности материала, достойного результата не жди. В то же время я наслаждаюсь процессом, играю, вкладываю душу и заряжаюсь от результата. И особое удовольствие получаю, когда моя игрушка вызывает восторг у других людей, у покупателей.
С ростом мастерства росло и качество игрушек. От довольно простых в исполнении младенцев в пеленках Татьяна перешла на изящных девочек, нежных снегурочек. В этом сезоне большую популярность завоевали ее забавные снеговики. В день моего визита в мастерской Татьяны еще оставалась наряженная елка, и я смогла внимательно рассмотреть всех персонажей, живущих на ней. Особенно понравился важный Дед Мороз. Мастер смогла передать и движение персонажа, и ветер, который развевает белую бороду. Ну просто полное погружение в образ. А Снегурочка с рыжей косой очень напомнила мне известную в Глубоком девушку. Удивительное сходство.
Довольно быстро ватная игрушка Татьяны Косаревской нашла своих покупателей на интернет-площадке мастеров ДПИ «Город мастеров», а также на выставках различных фестивалей, таких как «Шолоховская весна». И, казалось бы, валяй себе на здоровье снеговиков и снегурок. Но неугомонный характер нашей героини не дает ей покоя, а тут еще в интернете завлекают разными видами рукоделия.



И вот буквально два года назад Татьяну заинтересовала страничка петербурженки Людмилы Кибановой – признанного мастера по изготовлению шарнирной и будуарной куклы. Шарнирная кукла считается вершиной кукольного мастерства, поскольку куклы получаются максимально похожими на живого человека.
– Лежа на диване, я смотрела все ее бесплатные мастер-классы и так увлекалась, что с этой стороны экрана подсказывала и корректировала.

Людмилу Кибанову легко найти в интернете, у нее профессиональная страничка, на которой рекламируются курсы. В коротком ролике вы увидите, насколько трудоемкий и скрупулезный труд – создание таких кукол. Выглядят они как настоящие девушки, все анатомические детали воссозданы с абсолютной точностью. Мало того, в теле куклы работают все крупные суставы, поэтому ее можно посадить и поставить в любую позу. Такое же внимание придается наряду – в пошиве используются дорогие ткани, кружева.






– В итоге мне захотелось сделать куклу самой, хотелось проверить, смогу ли я? Желание было таким навязчивым, что я не могла уснуть, пока не купила обучающий курс по будуарной кукле. Полгода мы с такими же новичками постигали мастерство, – рассказывает Татьяна.
На курсе обучались 50 девушек, среди них Людмила объявила конкурс на лучшую куклу, и Татьяна взяла этот приз – ей подарили еще один курс по шарнирной кукле.
– За полгода все сделали одну куклу, а я две. Ту, что признали лучшей, я вынашивала несколько месяцев. Это девушка африканского племени химба по имени Абени. То есть это африканская внешность, темная кожа, волосы в дредах, минимум одежды и много украшений. С ней меня пригласили на всероссийскую выставку кукол, которая проходила осенью в Москве. Это было моей заветной мечтой еще с того времени, как я увлеклась ватной игрушкой! – делится Татьяна.
Химба считаются самыми красивыми африканками, замахнуться на такую красоту было очень смело, но и результат был великолепным. Абени действительно выглядит невероятно реалистично и ярко. Когда я смотрела репортажи блогеров с выставки, среди работ при всем их разнообразии не было ничего подобного.
Для выставки мастер сделала еще одну куклу «Царевна-лебедь» по картине Врубеля. На ее создание ушло три месяца, причем полтора из них – на наряд, вручную расшитый бисером.
Три дня в Москве на Тишинке на Осеннем бале кукол, где в огромном павильоне выставлялись мастера со всей страны и из-за рубежа, Татьяна радовалась своему успеху, наслаждалась знакомством и общением с коллегами и рассматривала работы других мастеров, напитываясь идеями и вдохновением. На выставке было представлено все разнообразие современных игрушек – шарнирные и будуарные куклы, мишки Тедди, Тильды, валяная игрушка и много других.
Результатом поездки стали новые идеи. В небольшой мастерской, где все оборудовано для творчества, Татьяна показывает мне, что работа над куклой начинается даже не с эскиза, а с чертежа. Точные анатомические пропорции, симметрия должны быть строго соблюдены. Кукла должна быть устойчива в любой позе. После чертежей начинается работа с полимерной глиной – изготовление частей тела. Материалы используются наиболее качественные, многие из них импортные, отечественной замены им пока нет. Заготовки грудной клетки, таза, конечностей и головы затем подгоняются по размерам, изготавливаются шарниры-суставы. Все это нужно собрать, покрасить, сделать прическу (используют длинную козью шерсть). Так, шаг за шагом создается особенная кукла, в которой можно воплотить все свои фантазии.
Например, на выставке в Москве были куклы – персонажи из русских сказок – Марфушенька-душенька, Черномор и богатыри, актеры из популярных фильмов, мультяшные герои и герои книг. Мастера умеют передать не только внешность, но даже мимику! Куклы стоят дорого, и покупают их зачастую коллекционеры-ценители из-за границы, их агенты шерстят все витрины и устраивают заказчику онлайн-показы.
В общем, Татьяна попала в особенный мир и теперь приоткрыла его для нас с вами. Остается добавить, что пока она – единственный мастер по шарнирной кукле в нашем районе и уже становится известной в этом направлении. После Москвы ее пригласили на Бал кукол в Ростове, а в начале января ее работы участвовали в выставке кукол Каменского музея декоративно-прикладного искусства.
Надо сказать, большим бонусом нового увлечения Татьяны стал новый круг общения – на обучающем курсе она нашла единомышленников и подруг. Девушки общались в чате и с радостью встретились в реальной жизни на московской выставке. Разве не здорово ощущать поддержку творческого сообщества?
– Знаете, что я поняла, – в творчестве не нужно ничего бояться! Все, что сделано, сделано руками человека, а значит, я тоже смогу повторить. В каждом из нас заложена тяга к творчеству и свой талант. Нужно только его рассмотреть и реализовать. Идти по своему пути, работать, и все получится. А результат такой работы над собой будет стоить всех затраченных усилий, сомнений и переживаний. Попробуйте, и у вас обязательно получится, — улыбается Татьяна Косаревская.