
1 июня вся страна отмечала День защиты детей. Помимо интересных развлекательных мероприятий, праздник – повод задуматься о проблемах, с которыми сталкиваются наши дети. Одна из них – социализация и обучение детей с особенностями здоровья. Мы уже рассказывали о работе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Каменского района. Созданный в конце 2023 года, центр уже зарекомендовал себя как серьезная организация дополнительного образования, специалисты которой помогают детям и их родителями справиться с трудностями в интеллектуальном развитии, обучении и социальной адаптации. В преддверии летних каникул мы пришли в Центр, чтобы узнать о нововведениях.
С порога замечаю тротуарную плитку у двора и ремонтные работы на фасаде. Директор центра Ольга Мосягина поясняет, что коллектив шаг за шагом благоустраивает территорию и здание, построенное, к слову, еще до 40-х годов прошлого века. Поддержку оказывают администрации Каменского района и Глубокинского поселения, отдел образования. В мае 17 старых деревянных окон заменены на современные, строители отремонтировали откосы внутри и снаружи здания. Ранее был изготовлен септик. Старую плитку с центральной аллеи, предоставленную администрацией поселения, планируют уложить во дворе, а также отремонтировать и покрасить забор, разбить клумбу. Под деревьями у входа обустроили зону отдыха – установили лавочки, вазоны с цветами. Все для удобства посетителей, красоты и настроения.
– Работы по замене окон выполнила каменская фирма «Конкорд». Два окна они нам подарили в качестве спонсорской помощи. Очень им признательны. Большую поддержку оказывает отдел образования. Оксана Ивановна Кандалова откликается на все наши просьбы. Нам предоставили тротуарную плитку, потому что мы очень нуждаемся в том, чтобы сделать дорожки ровными и удобными, ведь к нам приводят детей с ограниченными возможностями здоровья – на колясках, на руках родители приносят. Денег на мощение у нас нет, мы очень надеемся на спонсорскую помощь, обратились к предпринимателям, ждем ответа, – рассказывает Ольга Николаевна. – Мы приобрели методический материал, частично обновили мебель. Этой весной предприниматели из Глубокого помогли приобрести световой стол для занятий. Благодарим за помощь Светлану Пиховкину, Ольгу Порублеву, Ирину Жосан и Ирину Богатыреву.
Сейчас в центре занимаются 23 ребенка. Занятия дважды в неделю ведут психолог, дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед и социальный педагог. Направление на формирование индивидуального образовательного маршрута дает врач после обследования ребенка. Затем родитель с ребенком приходит на медицинскую психолого-педагогическую комиссию. Специалисты общаются с ребенком и определяют, какие виды занятий ему нужны.
– В коррекции и помощи нуждаются многие дети. Мы занимаемся тяжелыми случаями, помогаем детям с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья, задержкой речевого и психического развития, расстройствами аутистического спектра. В центре занимаются дети из поселка Глубокого и ближайших хуторов. Те, кто живет далеко, приезжают на комиссию и получают рекомендации наших специалистов. Все наши специалисты – педагоги высокого профессионального уровня, скрупулезные и ответственные. И главное, фанаты, влюбленные в свое дело. Они методично работают с каждым ребенком и добиваются результата. Мы видим прогресс, его видят родители, и дети занимаются с удовольствием. Добавлю, что хорошего результата добиваются те родители, которые сами ответственно относятся к делу. Важно не пропускать занятия и выполнять с детьми домашние задания. Они не сложные, все в игровой форме, – поясняет Ольга Николаевна.
К сожалению, специалисты сетуют на то, что некоторые родители не хотят видеть проблемы у ребенка, любая подсказка воспитателя или педагога в детском саду, школе воспринимается в штыки, люди отрицают проблему. Но если ее не решать, отставание будет только прогрессировать. В школе у ребенка не будет получаться учиться и общаться со сверстниками. Вместе с тем выявленные нарушения в дошкольном возрасте при правильных занятиях возможно исправить. Это касается не только серьезных диагнозов, но и небольших нарушений – задержки речи, неуправляемого поведения, неусидчивости, невнимательности и плохой памяти. Чем раньше начать работать над проблемой, тем быстрее и качественнее будет результат.
– Мы открыты для всех, на нашем сайте полная информация об учреждении, многие звонят и приезжают на консультацию из дальних хуторов и поселков. И мы видим, что проблем довольно много, и готовы их помочь решить, – подчеркнула Ольга Николаевна.
Пока не начались занятия с детьми, я смогла побеседовать со специалистами. Они рассказали о специфике своей работы.
Учитель-дефектолог Юлия Куркина:
– Я работаю с детьми с инвалидностью, с нарушениями речи, задержками развития, с нарушениями аутистического спектра. Особенное внимание в работе на запуск речи. Речь – высшая психическая функция и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Отсутствие речи ведет к психическим нарушениям и отставаниям в развитии. Вне речи невозможно формирование личности. Сейчас у детей много речевых проблем. Часто ко мне приходят дети дошкольного возраста, у которых нет даже звуков. Мало того, они практически не коммуницируют с другими людьми – ни взглядом, ни жестами. Если в 2 года у ребенка нет даже звуков, это должно насторожить маму, я советую привести его на консультацию, чтобы понять, что за проблема и как ее решать. Чем раньше начнешь занятия, тем успешнее и быстрее пройдет коррекция. Также я работаю с детьми, которые не усваивают школьную программу. Развиваю те направления, где есть дефицит. Все занятия проходят в игровой форме. Для ребенка очень важна игра, так он познает мир и развивается, учится себя вести и общаться.
Педагог-психолог Елена Кирповская:
– Я занимаюсь с детьми, у которых диагностирована умственная отсталость, задержка психоречевого и психического развития, тяжелые нарушения речи. В основном работа проводится на коррекцию поведения и познавательной сферы. Заключение о нарушениях дает врач, но сегодня мы после тестирования и общения можем рекомендовать родителям более углубленное обследование в Ростове для того, чтобы определить уровень интеллекта. Тогда мы сможем правильно подобрать коррекционную программу. Также мы можем проконсультировать детей, у которых есть какие-либо проблемы в развитии, успеваемости, дефекты речи. При правильных занятиях дети возвращаются в норму и справляются с учебной программой, выстраивают хорошие отношения со сверстниками. В работе я использую различные техники и методики. Очень нравится нейропсихология, призванная активизировать оба полушария головного мозга. Хорошие результаты дают тактильные практики – песочная терапия. Раньше занимались на коленке. А сегодня у нас есть световой стол, он очень нравится детям, и занятия вышли на новый уровень. Упражнения на световом столе стимулируют творческие и интеллектуальные способности детей, они направлены на работу с эмоциональной сферой ребенка. Подчеркну еще, что результаты обязательно будут, если заниматься систематически.
Социальный педагог Елена Кундрюцкая:
– В мои обязанности входит работа с родителями – объяснение их прав как родителей детей с инвалидностью или особенностями здоровья, информирование о новых законах и видах государственной поддержки. Я объясняю, как будет построена работа с ребенком, если он поступает в центр на коррекционные занятия, даю рекомендации по коррекционной программе, призванной повысить уровень социализированности ребенка. Заполнение документации, консультации, диагностика отношений в семье, выявление уровня социализированности ребенка также входят в мои обязанности. Из практики вижу – проблемы родителей в том, что они мало знают о своих правах и находятся в неактивной жизненной позиции. Хочется, чтобы они были более внимательными, добивались для детей лучшего. Кроме того, важно, чтобы родители понимали, к чему призваны коррекционные программы. Наша общая задача – максимально социализировать ребенка. Он должен вырасти и научиться жить самостоятельно.