
Дети используют планшеты и смартфоны для общения, учебы, поиска информации и игр, не подозревая об опасностях, которые ждут их в интернете. Позаботиться о безопасности детей необходимо взрослым. Оградить детей от нежелательной информации и деструктивного контента с помощью специальных сервисов может любой родитель даже без технических знаний.
Родительский контроль
Средства родительского контроля – это инструменты, способные защитить детей от потенциально опасного контента и позволяющие родителям следить за временем, проведенным ребенком в Сети. Такие инструменты предлагают абонентам операторы связи и цифровые компании, основавшие Альянс по защите детей в цифровой среде. Приложения операторов связи отслеживают уровень заряда смартфона ребенка, блокируют нежелательные сайты, дают точные данные о местоположении устройства. Родители могут настроить зоны, например территорию школы или района. Приложение будет отправлять СМС, если ребенок выйдет за их пределы. Для чрезвычайных ситуаций есть кнопка SOS. Приложения доступны для Android и iOS.
Подробности использования и установки можно узнать у операторов связи.
Браузеры и поисковые системы
В поиске «Яндекса» есть несколько режимов, которые позволяют управлять поисковой выдачей.
Режимы фильтрации:
Умеренный – из результатов поиска исключаются сайты для взрослых, если запрос явно не направлен на поиск таких ресурсов. Режим включен по умолчанию.
Семейный – из результатов поиска полностью исключается контент для взрослых, даже если запрос явно направлен на поиск таких сайтов. Режим можно активировать в настройках.
Как включить семейный режим?
- Откройте раздел «Настройки» на главной странице поиска «Яндекса» или на странице с результатами поиска.
- Перейдите: Поиск. Фильтрация поиска. Семейный режим.
- Нажмите «Сохранить» внизу страницы.
- Режимы фильтрации в поиске «Яндекса» работают в любом браузере.
Бесплатные сервисы и материалы по цифровой безопасности
Разобравшись в виртуальном мире, вы будете увереннее говорить о нем с детьми. Информацию о цифровой безопасности можно бесплатно получить в специальных сервисах.
«ЦИФРАтека. Библиотека практических знаний»
На портале размещена информация о возможных угрозах в интернете и рекомендации, как с ними бороться. Здесь можно найти статьи экспертов, практические советы, онлайн-квизы, полезные сервисы для детей, родителей и учителей.
Пособие для родителей и учителей «Риски в цифровой среде: диагностика, профилактика, коррекция»
Учебно-методическое пособие подготовила группа психологов Московского государственного психолого-педагогического университета совместно с ведущими экспертами крупнейших технологических компаний России – основателей и членов Альянса по защите детей в цифровой среде. Пособие посвящено рискам цифровой среды, с которыми дети и подростки сталкиваются по мере взросления. В нем можно найти современные инструменты диагностики, позволяющие выявить цифровые риски у детей и подростков, рекомендации для родителей и педагогов по профилактике и коррекции цифровых рисков.
Онлайн-курс для родителей от Ростелекома «Как защитить ребенка от рисков в интернете»
Курс для родителей из нескольких видеоуроков разработан на основе исследования безопасности детей в интернете. Взрослые узнают, как детей вовлекают в преступные группировки и какую роль в этом играет интернет, как алгоритмы, инфлюенсеры и крупные компании воздействуют на выбор ребенка и его убеждения, чем опасен кибербуллинг и как противостоять травле и домогательствам в Сети, что такое шерентинг и как защитить личные данные ребенка в интернете, чем опасны тренды и челленджи в соцсетях, а также к чему приводит интернет-зависимость.
Проблему безопасности в киберпространстве комментирует муниципальный координатор советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Каменского района Татьяна Магомедова:
– Прежде всего за безопасность детей в сети «Интернет» отвечают все взрослые, которые этих детей окружают. Это в первую очередь родители, которые, приобретая новый гаджет ребенку, должны позаботиться о том, чтобы пользование им не нанесло вреда.
В тоже время не стоит думать, что школы самоустраняются от организации кибербезопасности. Начнем с того, что во всех школах стоят фильтры на контент, поэтому, используя школьный интернет, ваш ребенок вряд ли сможет найти вредный для него материал. Но на этом работа учителей не заканчивается: с учениками регулярно проводятся в разнообразной форме профилактические мероприятия, где они получают важные знания, способствующие развитию критического мышления, и после таких занятий, бесед, форумов они способны более серьезно отнестись к выбору сайтов, друзей для общения, игр и т.п.
В каждой школе есть киберволонтеры, которые периодически проводят мониторинг социальных сетей детей и, в случае выявления небезопасных подписок на аккаунты других пользователей и группы, с детьми проводится отдельная работа по разъяснению, что именно эти группы не подходят для их возраста, могут быть вредными. В большинстве случаев, как показывает практика, многие подростки подписываются из любопытства, а потом благополучно забывают отписаться и на момент выявления даже не понимают, о чем идет речь. Эти же киберволонтеры рекомендуют советникам по воспитанию вовлекать таких выявленных детей в создание полезного контента и участие в конкурсах, стимулировать их к проявлению инициативы в школе.
Возможно, родители начнут возмущаться по поводу того, как школа может проводить мониторинг страниц детей, но, поверьте, из личного опыта скажу, что иногда это спасает жизнь. И совместная работа киберволонтеров и родителей в моем случае это подтвердила неоднократно. Приведу пример, когда именно родители помогли выявить серьезное правонарушение, которое было направлено на их ребенка и на группу других детей.
Мама девочки-подростка забеспокоилась, что у дочери появился друг по переписке и ее поведение сильно изменилось, она обратилась за помощью к классному руководителю. В ходе работы служб школы и киберволонтера было выявлено, что девочку планировали вывезти в другой регион, и неизвестно, чем бы все закончилось. Дело было передано инспектору ПДН, потом в следственный комитет и т. д. Мальчик по переписке оказался в итоге совсем не мальчиком, а группой лиц, которая пыталась таким образом вербовать подростков.
Что можно рекомендовать родителям в подобном случае:
- создайте себе страницы во всех группах, где есть ребенок, и подпишитесь на них, но делайте это ненавязчиво, чтобы ребенок чувствовал поддержку, а не давление с вашей стороны. Спросите, чем его привлекает именно эта социальная сеть, скажите, что тоже хотите попробовать, пусть вас научит регистрироваться и пользоваться этой Сетью;
- интересуйтесь его кругом общения, друзьями и подписками. С кем общается? Какое видео смотрит? Какую музыку слушает? В какие игры играет?
- обсуждайте игры, видео, друзей. Пусть это станет еще одной общей темой для разговоров;
- и самое главное – никогда не ругайте детей за их ошибки, которые они допускают в Сети. У них нет опыта общения там, они учатся! Вам необходимо стать другом ребенку, а не надзирателем.
Очень часто дети отправляют фото и видео, которые их могут потом скомпрометировать вследствие того, что они чувствуют себя непризнанными в социуме и им нужно помочь почувствовать себя нужными и важными. В этом случае необходимо оказывать помощь не только самостоятельно, но и обратиться за поддержкой к классному руководителю, который подключит для этого все необходимые службы школы. Но опять же, повторюсь, нельзя ругать, важно выяснить, почему ребенок это делает. Можно предложить создать свой канал и уже под вашим чутким руководством отправлять туда фото и видео.
Понятно, что очень сложно постоянно проводить мониторинг социальных сетей, игр, время, проведенное за гаджетом, у ребенка. И ни родители, ни классные руководители, ни киберволонтеры не могут осуществить охват на 100%, но есть ресурсы, которые могут помочь нам в этом.
Как мама, как классный руководитель, как киберволонтер, я использую сама и предлагаю другим родителям использовать специальные фильтры и приложения, которые зачастую есть изначально в браузерах, но многие о них не знают. В настройках можно выбрать сайты или контент, которые автоматически будут исключаться из использования. На Яндексе можно в настройках выбрать «Семейный режим» и автоматически весь вредоносный контент будет исключен при поисковых запросах.
На телефонах можно уcтановить приложение FamilyLink и с родительского телефона контролировать все устройства ребенка:
- установить время использования;
- блокировать телефон, если ребенок слишком долго играет;
- исключать сайты, которые вы считаете вредными;
- установить ограничения по возрасту для скачивания приложений и игр;
- контролировать, сколько времени ребенок проводит в интернете.
Это не означает, что так придется делать постоянно. Как только вы поймете, что ваши дети готовы к самоконтролю и у них сформировалась безопасная интернет-гигиена, можно будет постепенно контроль ослаблять.
В заключение хочется сказать, что детям нужно создать возможность проявлять себя в реальной жизни, они должны знать и понимать, что у них есть поддержка близких людей, организовать им интересный досуг здесь и сейчас, сходить вместе в кино, поиграть в настольные игры, отправиться в поход, просто посидеть 15 минут и поговорить обо всем, что им интересно, не запрещать периодически использовать их любимые игры, возможно даже поиграть с ними, чтобы понять, чем именно эта «стрелялка» так понравилась сыну, правильно и доступно рассказывать о том, какие есть риски в интернете. А чтобы это было просто делать, можно использовать те же ресурсы и материалы, которые используют киберволонтеры, и узнавать о новых опасных трендах на сайте и в группах Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму (НЦПТИ).

