Его призвание – водить поезда

Глубочанин Александр Старовойтов определился с будущей профессией еще в детстве.

И как было мальчишке не вдохновиться романтикой железных дорог, когда дедушка, Николай Александрович Карташов, машинист 1 класса, приводил его в депо, показывал на паровоз и рассказывал, как водил его по всей Юго-Восточной железной дороге после войны. В 60-е после электрификации железной дороги Николай Александрович освоил новую технику – электровозы — и водил пассажирские поезда вплоть до выхода на пенсию в 1983 году. А родители Александра работали в Глубокинском депо – мама Вера Николаевна инженером по охране труда, отец Юрий Викторович бригадиром и мастером сборочного цеха. Оба неоднократно были награждены ведомственными наградами. Мальчиком Саше нравилось приходить в огромные цеха депо, наблюдать за работой станков. Массивные колесные пары и целые вагоны, поднятые для ремонта на эстакаде, сама атмосфера, запах, вид рабочих восхищали, хотелось приобщиться к этому и попробовать сделать что-то самому.

В семье всегда отмечали, что работа в РЖД – это высокая зарплата, стабильность, уважение и самореализация, поэтому Александр без сомнения выбрал будущую профессию. Учился он в железнодорожной школе № 2 и до сих пор с теплотой вспоминает учителей, которые дали крепкие знания по точным предметам. Они заложили прочный фундамент для дальнейшей учебы в профильных учебных заведениях РЖД. «Самой строгой у нас была учительница математики Александра Васильевна Донцова. Мы ее боялись и учили математику со всем усердием. Бывало, возмущались  требованиям учителей, а теперь понимаешь, что благодаря им из нас что-то  вышло. Когда я поступал в Лиховской техникум, на экзамене по математике взял билет, посмотрел и начал отвечать без подготовки. Преподаватели спросили, откуда я и как зовут моего учителя. «Передавайте ей привет и благодарность за такие твердые знания! Пять», – вспоминает Александр Юрьевич. Так, в 1995 году 15-летний Саша стал студентом Лиховского техникума железнодорожного транспорта.

Вместе с девятью товарищами из поселка Глубокого они каждый день ездили на электричке на занятия и постигали азы своей специальности «помощник машиниста электровоза». Наставник ребят, Петр Васильевич Семченко, отмечал глубочан особо – звал их команду «казаки» с ударением на втором слоге и относился к ребятам с уважением. На дворе стояли лихие 90-е, молодежь «корежило» от возможностей выбора новой жизни, а эти ребята выбрали учебу и сложную ответственную профессию. Петр Васильевич преподавал устройство электровоза. Научил всему – от электрической схемы, конструкции, устройства электровоза до автоматического управления тормозной системы.

В 1999 году Александр окончил техникум, отслужил два года в армии во внутренних войсках, вернулся домой и в 2001 году поступил на работу в локомотивное депо «Лихая» слесарем по ремонту приборов безопасности электровозов. За полгода работы слесарем белых пятен в устройстве и конструкции электровоза у новичка не осталось. Усердного молодого человека заметили и с мая 2002 года перевели в помощники машиниста, а через два года направили на учебу в Ростовский учебный центр повышать квалификацию. В 2004 году, успешно сдав экзамен, Александр получил специальность «машинист электровоза» и был назначен на должность. Водил грузовые поезда на участке от Россоши до Батайска. С этого времени наш герой постоянно повышал свой профессиональный уровень и в 2009 году получил высший, 1 класс квалификации, а значит, право управлять пассажирскими поездами. Вот уже много лет он водит пассажирские поезда на участке «Лихая-Горячий Ключ» и «Лихая-Россошь».

Российские железные дороги – не просто перевозчик, а неотъемлемый участник всех важнейших событий в стране. В преддверии олимпиады в Сочи поезда доставляли на строящиеся олимпийские объекты все необходимые грузы. Движение на участке было столь интенсивным, что потребовались дополнительные поездные бригады. С 2010 по 2013 год машинистов 1 класса локомотивного депо «Лихая», в том числе Александра Старовойтова, регулярно командировали в депо Туапсе. Доставляли грузы, стройматериалы на участке «Туапсе-Адлер». Для этого их в спешном порядке в течение месяца обучили работе на локомотивах, двигающихся на постоянном токе (на нашем участке ток в сети переменный). С того времени Александр владеет обоими видами электровозов.

В 2018 году наша страна принимала чемпионат мира по футболу, и соответственно миллионы болельщиков нужно было доставлять на стадионы, построенные в разных городах, в том числе Ростове и Сочи. Все пассажирские скорые и фирменные поезда в тот период были предназначены для перевозки болельщиков. То есть в поезде находились исключительно любители футбола. К вождению этих поездов допускались только машинисты 1 класса. Александр Старовойтов в числе коллег тоже водил эти поезда на участке от Россоши до Горячего Ключа. С каждой бригадой руководство проводило инструктаж, бригаду сопровождал машинист-инструктор. Задача стояла доставить состав строго по графику, соблюдая все меры безопасности и обеспечивая комфорт пассажиров, среди которых было много иностранцев (на ЧМ-2018 из-за рубежа приехало более 600 тысяч болельщиков). Александр выполнил поставленную задачу безукоризненно и был награжден руководством РЖД почетной грамотой за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, большой вклад в организацию транспортного обслуживания в период проведения ЧМ-2018. И действительно, в тот период иностранные болельщики и спортивные журналисты отмечали сервис и точность следования поездов, о которых во многих странах приходится только мечтать.

В 2012 году Александр Старовойтов продолжил повышать квалификацию – по целевому направлению поступил в РГУПС и в 2017 году окончил вуз, получив специальность «инженер путей сообщения».

«Очень интересно было учиться, много технических предметов, много новых знаний, пришлось вспомнить и школьную программу», – делится Александр Юрьевич.

В 2022 году Александр Старовойтов был награжден ведомственной наградой – знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет». Ему доверяют самые ответственные задачи, например, вождение детских пассажирских поездов в период летних каникул. Тут нужна особая аккуратность в вождении, внимание на остановках, высадке и посадке.Отвечая на мой вопрос об экстренных случаях в поездках, Александр вспомнил, что однажды пришлось остановить поезд на станции Чертково, когда выяснилось, что во время пути у женщины начались роды. Когда бригада медиков зашла в купе, стало понятно, что роженицу транспортировать нельзя – роды начались. Около 40 минут поезд стоял на станции, пропуская другие составы. Все закончилось благополучно, женщина родила, ее ссадили с поезда и доставили в ближайший роддом, а состав отправился дальше. Пришлось машинисту Старовойтову график нагонять. Александр Юрьевич говорит, что такие случаи нередки и сегодня, правда, пока они его минуют.

События на Украине вновь внесли свои коррективы в работу РЖД. До начала СВО Александр неоднократно водил поезда с эвакуированными жителями Донбасса, с начала спецоперации – воинские эшелоны с техникой и личным составом. Сегодня, в связи со сложной обстановкой, работа машиниста стала особенно ответственной и даже опасной.

«Какая бы ни была обстановка, мы выполняем свои задачи – доставка грузов и пассажиров в пункт назначения. Относиться к этому ответственно, быть внимательным, наблюдать за состоянием пути, контактной сети, обеспечивать безопасность движения и днем, и ночью. Для нас постоянно проводят инструктаж, как действовать в случае появления БПЛА, подрыва путей, посторонних лиц и транспорта у пути. В каждом случае мы срочно докладываем диспетчеру или дежурному по станции. И действуем согласно обстоятельствам», – рассказывает Александр. – Да, работа у нас сложная, но на предприятии дружный коллектив, грамотное руководство. Это помогает справляться, двигаться дальше. После окончания института я неоднократно исполнял обязанности машиниста-инструктора, который проверяет и направляет работу поездных бригад, выезжает в контрольные поездки с бригадой». К слову, когда мы выбирали героя для статьи именно коллеги Александра Старовойтова настояли на его кандидатуре. Товарищи отмечали его большой опыт, авторитет и человеческие качества.

Конечно, я не могла не спросить о личной жизни, ведь в такой серьезной и ответственной работе так важна поддержка близких. Александр Юрьевич счастливо женат. Его супруга Елена работает ОНД по Каменскому району. Дочь Даша с отличием окончила школу, сейчас учится в Ростовском медицинском университете, будущий детский врач. В августе Даша выходит замуж. И ее избранник тоже железнодорожник – работает в депо станции «Лихая» помощником машиниста.

Вот так интересно складываются жизненные пути, что почти 200 лет Российские железные дороги тесно вплетаются в судьбы жителей нашего района. Наши земляки отдают выбранному делу свои знания, умения и вписывают собственные страницы в историю предприятия, объединяющего огромную страну, проехать которую на поезде с запада на восток можно «всего» за неделю.

Поздравляем всех работников РЖД с профессиональным праздником и желаем здоровья, успехов в работе, благополучия и новых достижений.

Фото автора и из семейного архива СТАРОВОЙТОВЫХ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Прайс

Архив новостей

Август 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рубрики