Шёл в штыковую атаку и брал языка

Мы продолжаем проект «Дорогой памяти», посвященный 80-летию Великой Победы, в рамках которого рассказываем о наших героических земляках. Очень радостно, что в этом проекте мы открыли для себя и читателей множество новых имен, чьи истории бережно хранят и рассказывают дети и внуки. В этих историях множество интересных и вместе с тем трагических фактов. Каждое слово, каждый поступок показывают, столько в рядовом солдате было любви к Родине, к своей семье, к родному дому. Слушая семейные предания, часто думаешь, каких исполинов рождала донская земля!

Сегодня о своем отце вспоминает Лидия Александровна Коваленко, в девичестве Наумова.

Лидия Александровна сама позвонила в редакцию, чтобы рассказать о судьбе своего отца. Мы с радостью откликаемся на такие звонки, и вот я уже сижу на уютной кухне в доме на улице Фрунзе в поселке Глубоком и внимательно слушаю рассказ.

Александр Филиппович родился в семье казачьего офицера в хуторе Груцинове в 1904 году. Семья жила обычным крестьянским укладом – дом, хозяйство, поля и труд до седьмого пота. Дети сызмальства приучались к работе, а мальчиков обязательно растили как будущих воинов. По возможности учили грамоте. Саша окончил церковно-приходскую школу. События революции и Гражданской войны на Дону наложили особый отпечаток на судьбу Саши. Его отца Филиппа Наумова, который революцию не принял, красные расстреляли в районе хутора Астахова в 1918 году. Вместе с этой историей в семье хранилась единственная фотокарточка с изображением Филиппа Наумова в казачьей форме, при наградах. Ее поначалу прятали, а потом она пропала.

Из-за клейма сына белогвардейца юного Сашу не брали на работу в родном хуторе и ближайших к нему Данилове и Самбурове. Устроиться на постоянную работу Александр смог только в Глубоком – его взяли на железную дорогу машинистом на электростанцию. К тому времени Наумов женился на односельчанке Анне Терентьевне. Супругам дали небольшой участок земли на границе Глубокого и Нижнего Пиховкина, на улице Артема. Причем в том месте, где добрые люди дома не строили, – мокрая низина постоянно затапливалась в дождливый сезон, кругом рос камыш. Огородик или сад не разобьешь, но супруги были рады и этому. Построили саманную хатенку и жили в ней, растили детей. Родились у Наумовых двое сыновей – в 1929 и 1937 годах, а в мае 1939-го на свет появилась Лидочка. Анна Терентьевна была женщиной безграмотной, не работала, занималась домом и детьми, семью обеспечивал Александр Филиппович.

Главу семьи мобилизовали с первых дней войны.

Отцу было 37 лет. Это был высокий, статный и сильный мужчина. Очень красивый. Говорят, прадед привез из Турции себе жену, и эта яркая внешность досталась всем потомкам – особо выделялись темные густые вьющиеся волосы. После того как отца забрали, он однажды приходил домой на побывку. Не помню, чтобы писал письма, да мама и не смогла бы их прочесть, – вспоминает Лидия Александровна.

Семья пережила ужасы оккупации – голод, холод. Девочке запомнилось, как фашистская техника стояла у самого дома, точнее у железной дороги. Немцам на глаза старались не показываться, и, конечно, все ждали папу. А пехотинец Александр Филиппович тяжелыми боями, в холод и зной, в дождь и мороз, шел, освобождая свою землю, а затем Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.

Лидия Александровна показывает сохранившиеся медали, среди которых только юбилейные награды (остальные хранятся у брата) и немногие документы. Среди них партийный билет и книжка красноармейца. За короткими записями послужного списка тысячи километров пути, годы лишений и тяжелые ранения:

  • «Октябрь 1941 – февраль 1942 года – 136 запасной стрелковый полк, старшина.
  • Февраль 1942 – август 1942 года – ремонтно-восстановительная база № 68, мастер.
  • Август 1942 – февраль 1943 года – 61 гвардейская стрелковая дивизия, старшина.
  • Февраль 1943 года – октябрь 1943 года – 243 стрелковая дивизия, старшина».
  • Летом 1945 года Александр Филиппович вернулся домой.

Мне было 6 лет, я помню этот момент. Перед нашим домом был луг, и я увидела, как папа в военной форме медленно идет по нему  к нам. Я его сразу узнала, так обрадовалась. Все мы очень радовались. А он после войны так и ходил в военной форме, носить больше было нечего. Работать он не мог, после ранений долго болел, – со слезами на глазах рассказывает Лидия Александровна.

Александр Филиппович был контужен, тяжело ранен в ступни, была перебита рука.

– Помню папины рассказы о ранениях. На груди у него были два глубоких шрама – он ходил в штыковую атаку. Ступни были раздроблены – под ноги ему бросили гранату. Он лежал дома, и из ран выходили раздробленные косточки, ходить он мог только на пятках. Я стирала бинты, помогала перевязывать. Мочку уха отстрелил фашист – стрелял из пистолета в упор. Отец же не только в атаку ходил, но и в разведку за языком. У него было несколько боевых наград. Мои сыновья тоже помнят деда, они часто гостили на каникулах и много расспрашивали. Подсказали – у отца были две медали «За отвагу», орден Красной Звезды и два ордена Славы. Помню, домой приезжали врачи, осмотрели его, дали инвалидность, а в 1948 году на основании заключения врачей он был признан негодным к воинской службе и снят с воинского учета, – уточняет Лидия Александровна.

Александр Филиппович рассказывал сыновьям и дочери, а потом и внукам, как освобождал Варшаву, Будапешт, Прагу, форсировал Днепр, ходил в разведку. Удивительно, но на сайте «Память народа» дважды Александр Наумов упоминается в списках безвозвратных потерь – «в 1943 убит, в 1944 пропал без вести». И здесь же опубликован документ о награждении орденом Славы 3 степени 7 мая 1970 года. Об этом награждении Лидия Александровна ничего не знает, в это время она жила и работала на севере. А вот про то, как отца записали в погибшие, он рассказал сам. 

После ранения в бессознательном состоянии его вместе с другими погибшими занесли в «мертвушку». Потом пришли санитары забирать мертвецов, а он зашевелился. Все всполошились, уложили его на носилки, самолетом отправили в госпиталь. А документы, видимо, уже успели оформить. Так они и остались в архивах.

Александр Филиппович не мог работать, получал небольшую пенсию, но денег не хватало, поэтому брался за любую возможность подзаработать. Нанимался летом сторожить колхозную пасеку. Лидия Александровна вспоминает, как вместе с отцом проводила каникулы в Западной балке под хутором Плешаковым и ходила пешком в Груцинов к бабушке и дедушке. Платили сторожу немного, а когда шла качка, Александр Филиппович привозил домой забрус (обрезки от сот). «Лидочка, зови своих девчат, только пусть со своим хлебом приходят», – говорил папа. Я всех подружек в гости приглашала, они приходили с пышками или хлебом и от души лакомились свежим медом», – с улыбкой вспоминает Лидия Александровна.

Зимой Александр Филиппович на общественных началах работал егерем – следил за порядком, подкармливал зверей. А еще приладился чинить корыта, ведра, валенки подшивал и шил обувь.  Люди часто обращались к нему, но все равно семья жила тяжело, впроголодь, вещи носили те, что отдавали люди.

Чтобы помочь семье, братья Алексей и Николай с раннего возраста работали в хуторе Груцинове, в колхозе.

Лида тоже хотела работать, но из-за маленького росточка ее никуда не брали. По настоянию отца дочь окончила 10 классов и сразу устроилась разнорабочей на машзавод. Вместо сплетен с подружками, шла в обед к ребятам-сварщикам, просила их научить делу (сварщики получали высокую зарплату). Те не отказали, и Лида выучилась на сварщика без отрыва от производства, стала очень востребованным специалистом. Работала на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Вышла замуж и все годы помогала родителям, купила для них дом на улице Фрунзе, где сегодня и живет. Сюда с радостью приезжали на каникулы сыновья, а Лидия Александровна с мужем в отпуск.

Александр Филиппович был заядлым охотником и свою страсть сумел передать обоим внукам. Еще школьниками, как приедут летом на каникулы, выдаст каждому по ружью, рюкзак на плечи и смотрит с улыбкой, как они вышагивают по двору. А потом брал с собой на настоящую охоту. Уже взрослыми внуки, которые жили в Якутии, серьезно увлеклись охотой и рыбалкой.

Несмотря на тяжелые ранения и инвалидность, Александр Филиппович прожил долгую жизнь, умер в апреле 1985-го в возрасте 81 года, оставив о себе светлую память.

У Лидии Александровны двое сыновей, взрослые внуки, растут правнуки. В семье бережно хранят память о героическом деде. С портретом Александра Филипповича родные выходят 9 Мая на «Бессмертный полк».  В доме на стене много фотографий, среди которых и старые фото родителей, и вся семья с портретом героического деда у мемориала Славы в Глубоком. Документы, связанные с фронтовым путем Александра Наумова, хранятся в архиве Министерства обороны РФ. Пока они не отцифрованы и не опубликованы на сайте, но родные могут лично обратиться в архив, чтобы  увидеть подлинники.

А мы продолжаем наш проект и ждем ваших историй о ветеранах. Пусть как можно больше людей узнают о подвигах наших дедов и прадедов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Прайс

Архив новостей

Август 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рубрики