Ритмичные звуки 70-х: как местные ВИА зажигали танцполы

Если бы мы могли совершить путешествие на машине времени и перенестись на 40-55 лет назад, в погожий летний вечер субботы или воскресенья, в центр поселка Глубокого, нас бы сразу окунула атмосфера той ушедшей эпохи. Первое, что бросилось бы в глаза, – это почти полное отсутствие машин. Зато сами улицы были полны жизни: нарядные девушки, идущие небольшими группками или вдвоем с лучшей подругой, и парни в брюках клеш и ярких рубашках, старающиеся держаться своей компанией. Все они направлялись в одно место – в центр, в парк. Оттуда, словно магнит, доносились совершенно волшебные, манящие звуки электрогитар и ритмичные удары барабанов. Это был зов музыки, зов молодости – а все эти юноши и девушки шли на танцы, туда, где рождались легенды местных вокально-инструментальных ансамблей.

Танцплощадка – арена жизни

Танцы были не просто событием – это был настоящий ритуал, к которому готовились с особым трепетом. Девушки завивали локоны, наносили макияж, подбирали лучшие наряды, а порой даже обменивались вещами с подругами, ведь жили тогда скромно. И, конечно же, каждая в глубине души надеялась, что именно ее  избранник обратит на нее внимание и пригласит на желанный медленный танец. В 70-х годах это приглашение было красноречивее любых слов, однозначно выражая симпатию. Танцевать вдвоем, да еще и в полумраке танцплощадки – это была некоторая разрешенная степень свободы отношений. Поэтому ходить на танцы считалось приличным лишь с определенного возраста, старшеклассниц мамы на танцы пускали редко и неохотно. Танцплощадка была не только местом для танцев, но и настоящей ареной жизни, где сталкивались дружба и предательство, где зарождалась любовь и разгоралась ревность – здесь, под ритмы музыки, вовсю кипела жизнь.

Нетрудно догадаться, кто были главными кумирами глубокинских девчонок. Конечно, это были музыканты – солисты, гитаристы, клавишники и ударники. Официально их называли вокально-инструментальными ансамблями (ВИА), и иногда в их состав входили и девушки.

Участники этих ансамблей были настоящими местными знаменитостями, тогда слово «звезды» не было в ходу. Это было уникальное время живой музыки, когда ВИА пользовались невероятной популярностью, ведь магнитофоны еще не получили широкого распространения, и именно эти ребята дарили молодежи возможность танцевать под популярные мелодии.

Вокально-инструментальный ансамбль (сокращенно ВИА) – официальное наименование профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960?х – 1980?х годах. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.

ВИА создавались при учреждениях культуры: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Помимо профессиональных ВИА, существовали самодеятельные коллективы при домах культуры, клубах и других учреждениях.

Благодаря бесценным архивам участников вокально-инструментальных ансамблей поселка Глубокого, у нас появилась уникальная возможность заглянуть в далекие 1970-е. Особую благодарность стоит выразить Николаю Кирилову, музыканту группы «Мираж» и фотографу-любителю. Его работы, наряду со снимками других фотографов, позволяют нам сегодня увидеть яркие моменты расцвета ВИА в Глубоком.

Из «Электрона» в «Мираж»

В 1969 году при железнодорожном клубе им. Воровского в поселке Глубоком родился вокально-инструментальный ансамбль «Электрон». Его основателями стали молодые, полные энтузиазма музыканты – Александр Иванов, Петр Головин, Дмитрий Скворцов и Николай Чуков. Однако уже в 1971 году «Электрон» прекратил свое существование – пришло время ребятам отдавать долг Родине. Два года армейской службы развели их по разным дорогам. После демобилизации судьба вела каждого своим путем: кто-то продолжил учебу, кто-то погрузился в работу, а кто-то не бросал музыку, выступая на различных площадках, в том числе в составе каменского ВИА «Альтаир» в городском саду Каменска-Шахтинского.

Но истинная любовь к музыке вновь объединила их. И вот, спустя три года, в 1974-м, музыканты вновь собрались вместе, чтобы создать новый коллектив, которому суждено было стать ВИА «Мираж».

Теплые воспоминания о ВИА «Юность»

В начале 1970-х годов в Глубоком появился новый музыкальный ансамбль «Юность». Его участница Маргарита Коба поделилась воспоминаниями:

– Ансамбль был организован Алексеем Усачевым и Александром Лютовым. «Юность» активно выступала за пределами поселка, выезжая на концерты со своей аппаратурой. Одним из самых значимых достижений стало успешное участие в зональном смотре художественной самодеятельности участка железной дороги в Лихой. Ведь клуб Воровского тогда был железнодорожным. Руководителем ансамбля и одним из солистов был Александр Лютов, а компанию ему в качестве вокалиста составлял Алексей Усачев. Примечательно, что талантливый музыкант-импровизатор Усачев до этого играл на трубе в эстрадном ансамбле Глубокинской железнодорожной школы № 32 под руководством Николая Петровича Бочарова.

В 1973 году состав группы изменился: Александр Лютов ушел в армию, а Юрий Ендовицкий поступил в летное училище. К ансамблю присоединились новые таланты – Сергей Удодов и Сергей Иванов. В течение года, до весны 1974-го, обновленный ВИА «Юность», состоявший преимущественно из старшеклассников, продолжал радовать жителей поселка и района своими выступлениями как в клубе, так и на танцплощадке. Однако летом участники разъехались поступать в вузы и «Юность» завершила свое существование, оставив после себя теплые воспоминания.

Танцы и магия живой музыки

После армейских дорог и творческих поисков в 1974 году на танцплощадку поселка Глубокого вернулась группа Александра Иванова, но уже под новым интригующим названием – «Мираж».

В 1975 году в поселке Глубоком торжественно отмечалось 30-летие со дня Великой Победы. На стадионе «Локомотив» был организован большой праздник. Мираж» стал частью грандиозного театрализованного представления, сорвав шквал аплодисментов. Это был настоящий успех!

Не менее ярким стал и День железнодорожника, как вспоминает Петр Головин:

– Успех группы «Мираж» в этот день можно назвать грандиозным. Поселок, тогда тесно связанный с железной дорогой, буквально бурлил местными железнодорожниками и приезжими гостями. Это был всеобщий праздник, и на танцы в центр поселка пришли не только молодые люди, но и многие взрослые жители и, конечно, гости.

Танцы в Глубоком были невероятно популярны. «Мираж» играл на танцплощадке в центральном парке все летние выходные – в пятницу, субботу и воскресенье, собирая небывалые толпы. В один из таких вечеров, в 1976 или 1977 году, площадка вместила три тысячи человек! Высокий уровень ансамбля привлекал не только местную молодежь, но и студентов, приезжавших домой на выходные из Новочеркасска, Ростова и других городов и привозящих с собой друзей, – ВИА такого класса были большой редкостью.

У молодежи был выбор: «пойти на танцы» или «пойти под танцы». Местный сленг «под танцы» обозначал – не покупать билет, не заходить на танцплощадку, а прийти в парк вместе с компанией и бесплатно слушать музыку, флиртовать, общаться с друзьями.

А ведь создание этой магии требовало колоссальных усилий. Надежда Иванова, солистка «Миража», вспоминает:

– Не было оборудования, инструментов, их просто не существовало в продаже. Муж (А. Иванов, руководитель ВИА «Мираж») ездил в Москву, закупал там, и многое за свои средства. Я всегда его во всем поддерживала – в его любви к музыке, слушателям и воспитанникам.

В 1978 году Александр Иванов покинул клуб Воровского и группу «Мираж», которая просуществовала до начала 1980-х годов, перемещаясь зимой с танцплощадки в тепло клуба (в настоящее время Районный дом культуры).

Спустя двадцать лет Александр Иванов вернулся в клуб им. Воровского, но уже в качестве директора, сыграв ключевую роль в  преобразовании клуба в Районный дом культуры в 1990 году. Он руководил РДК 13 лет (1997-2010), а сегодня продолжает обучать ребят игре на музыкальных инструментах в районном Доме детского творчества. Дело вокально-инструментальных ансамблей живет благодаря таким энтузиастам!

В разные годы состав «Миража» менялся, но неизменным оставалось одно: все его участники были талантливыми музыкантами-самородками. Для многих жителей поселка и района глубокинские танцы и магия живой музыки ВИА «Мираж» стали символом счастливой юности, временем дружбы, романтики и первых влюбленностей. Немало супружеских пар, познакомившихся под эти незабываемые ритмы, счастливо прожили вместе всю жизнь, сохраняя в сердцах светлые воспоминания о той прекрасной поре.

Е. Богачева,  Е. Донченко, И. Каракулькина.
Фотографии предоставили участники ВИА М. Коба,  А. Иванов и П. Головин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Прайс

Архив новостей

Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Рубрики