Шесть десятилетий вместе – чувства, проверенные временем

Фото: И. Куницкая.

В начале июля супруги Дернович из Вишневецкого отпраздновали бриллиантовую свадьбу. «Секрет долгой и счастливой семейной жизни – в любви и уважении. Все мы не совершенны, поэтому нужно замечать в муже хорошие черты, опираться на них и даже внутри себя не допускать плохих мыслей о любимом, не говоря уже о том, чтобы сказать что-то неприятное или обидное», – отвечая на мой вопрос, ласково говорит Нина Дернович.

О Нине Андреевне мы уже не раз писали. Поэт и писатель, член Союза писателей России, автор 30 книг, заслуженный работник образования Украины, инициатор и руководитель проекта «Курень-читальня» в хуторе Вишневецком, обладатель уникальной коллекции книг о казачестве, активный участник общественной жизни Красновского поселения и Каменского района, она всегда на виду. С Ниной Андреевной интересно беседовать, она кладезь забавных и поучительных историй, ее выступления на сцене всегда внимательно слушает зритель, потому что они не шаблонны, а наполнены личным опытом и эмоциями.

А вот супруг Нины Андреевны Эдуард Максимович – человек не публичный, но он всегда рядом. 60 лет вместе – это не просто большой срок, а целая жизнь. Чем она была наполнена, как встретились и сохранили свою любовь, – обо всем этом я расспрашивала Нину Андреевну и Эдуарда Максимовича в уютной гостиной дома на тихой улице в хуторе Вишневецком, где последние годы после переезда с Донбасса живут наши герои.

В каждой семье своя история, и, слушая ее, удивляешься, какие порой неожиданные повороты  делает судьба.

Нина Андреевна и Эдуард Максимович родились весной 1941 года, далеко друг от друга, и возможность того, что они когда-то встретятся, была ой как маловероятна. Она родилась и выросла в казачьей семье в хуторе Верхнекрасный, он – сибиряк, родился в городе Ишим Тюменской области. Росли, учились, выбирали профессию. Нина из семьи учителей, и родные видели ее врачом или учителем. Она же мечтала стать писателем. Ночью девочке снились истории о героях-молодогвардейцах, она приходила в школу и рассказывала их одноклассникам. На следующую ночь история продолжалась, и утром ее уже ждали с новым рассказом. Ни на удивительные сны, ни на талант девочки никто особого внимания не обращал, родители не поддержали ее намерение поступить в литературный институт в Москве, и Нина выбрала Ростовский педагогический институт, специальность  «психология и педагогика дошкольников». Кроме учебы Нина увлекалась искусством – она посещала все премьеры в Ростовском драматическом театре и филармонии. В театре ее скоро стали узнавать, что для скромной девушки стало неожиданностью. А все объяснялось просто. Билеты студенты могли купить только самые дешевые – на галерке, но с балкона ничего не видно, поэтому Нина спускалась в зал и стояла в уголке у сцены. Весь спектакль, каждую премьеру. Через некоторое время артисты, встречая ее на Большой Садовой, говорили: «Приходите в субботу, у нас премьера, новый интересный спектакль».

А что же происходило в Сибири? Эдик рос в семье с мамой и старшим братом. Отец погиб на фронте. Мама – учительница, постоянно занята, поэтому мальчикам приходилось быть самостоятельными и ответственными. Учился он неплохо, занимался спортом. Зимой – лыжи и хоккей, летом – рыбалка. В старших классах увлекся гимнастикой.

Пришло время выбирать будущую профессию. Старший брат Виктор стал танкистом, учился в Омском военном училище, а вот Эдик себя военным не видел. Определиться помог товарищ. Он приехал из города Красный Луч Луганской области, где учился в горном техникуме, и так расписал профессию шахтера, что Эдуард загорелся. Другие города, взрослая жизнь, уважаемая профессия и достойная зарплата плюс долгая дорога на поезде – все говорило в пользу этого выбора. Мама благословила в дорогу и наказала слушать учителей.

Поступил юноша в техникум легко, с первого раза и через два с половиной года вышел молодым специалистом. Как оказалось, выбрал он свое дело один раз и на всю жизнь. И то, что это трудная и опасная работа, не смущало Эдуарда.

Добыча угля – это важнейшая  отрасль  промышленности в государстве, развитию которой уделялось огромное внимание. Росла добыча, строились города, куда приезжали люди со всей страны. Сняться с насиженного места, приехать туда, где мало удобств и много работы, где пятилетку выполняют за три года – к такому способны не все. «Смелые, трудолюбивые, любознательные и образованные. Много талантов собрал Донбасс, очень творческие люди жили у нас – поэты, музыканты, певцы», – рассказывает Нина Андреевна.

В 1964 году после окончания института Нина была направлена на работу в Краснодон. «Молодогвардейск – город-спутник Краснодона – стал моим домом по окончании института, здесь мне предоставили комнату в общежитии. Большую часть здания занимали шахтеры», – вспоминает Нина Андреевна. Эдуард Дернович жил в этом же общежитии с 1961 года, его после техникума направили работать на шахту «Таловская».

12 апреля Юрий Гагарин полетел в космос, а наш герой впервые опустился в шахту. Работа действительно оказалась интересной, мужской, настоящей. Отсюда юноша ушел в армию, сюда же и вернулся. Трудился по сменам, поэтому долгое время с новенькой девушкой не встречался.

Нина окунулась с головой в работу – работала в детском саду воспитателем. Из развлечений в свободное время только кино, она его очень любила. Говорит, не насмотрелась в детстве. В хуторе кинобудка появлялась нечасто, событие! Собирались все, взрослые на лавках,  дети впереди на полу. Киношник вешал белую простыню на стену, и начиналось волшебство. Так вот, успевала Нина только на дневные сеансы, потому что к детям прийти невыспавшейся было недопустимо.

И вот однажды под впечатлением фильма с Казаковым в главной роли идет она задумчиво по общежитию и натыкается на кого-то. Поднимает глаза – парень, и  внешне вылитый Казаков! Это потом она рассмотрит, что от знаменитого актера в юноше только высокий рост, а пока воображение дорисовало все недостающее. Эдуард пожал плечами, но встречу запомнил. Стал присматриваться к этому рыжику (так Нину окрестили в общежитии).  Веселая, активная, интересная.

Как-то бежала Нина с подругой по коридору, шутили, шалили, и Лида играючи чуть толкнула подругу, та влетела в дверь одной из комнат. В этот момент дверь распахнулась и ее подхватил на руки тот самый «Казаков». Да так и не отпустил…

Начали молодые встречаться. Развлечений было немного, но Молодогвардейск был городом молодым, и жила там практически одна молодежь. Весело, дружно. Друзей было много, праздники отмечали, помогали друг другу. Нина с Эдуардом ходили вместе в кино и на танцы, много разговаривали. И понял Эдик, что перед ним девушка не просто красивая, а еще и особенная – глубокая, начитанная, интересная, увлеченная. Если они не выходили в свет, Эдуард просиживал в комнате Нины все свободное время. Даже обедать не уходил, если она не соглашалась сопровождать его в столовую.

Нине в парне понравилась скромность, надежность, порядочность. Она отмечала его золотые руки и любовь к труду. А еще он никогда не ругался матом. Девушку мат коробил так, что она зачастую плакала, услышав крепкое слово. Шахтеры в этом отношении на филологов совсем не походили, применяли непечатные выражения, никого не стесняясь. Нина была уверена, что из-за этого за шахтера замуж не выйдет. Эдуард был приятным исключением, и, как выяснилось, его друзья, к счастью, были такими же.

Встречались наши молодые недолго. Взяли благословения у родителей Нины и расписались 3 июля 1965 года. Из вещей – один чемоданчик у жениха, чуток побольше у невесты. Подружки выкинули из окна общежития ее матрас и вручили кастрюлю с комнатным цветком. Вот с таким приданым новоиспеченные супруги сняли летницу у хозяйки в частном секторе. Комнатка была такой крошечной, что в ней на полу едва помещался тот самый матрас, а Эдуард лежа мог руками и ногами достать до противоположных стен. Молодых такое положение дел совсем не смутило.

Нина принялась налаживать быт. Единственная электрическая самодельная плита стала первым очагом, на котором ей приходилось варить главное блюдо в семье – борщ. Без него супруг не может обходиться до сих пор. В течение года молодые еще помыкались по съемным комнатам, а уже весной 1966 года им, как семье молодых специалистов, вручили ключи от первой квартиры. Ночью после веселого новоселья с друзьями Нина, которая была беременна, поняла – пора в роддом. Муж провожал до дверей и, похоже, волновался больше самой роженицы. Нина в тот же день родила девочку, которую назвали Светланой. Света – копия отца. Росла она спокойной и очень самостоятельной. В декрете Нина Андреевна побыла недолго, вышла на работу в ясли, туда же определила дочь. Через шесть лет в семье родилась еще одна девочка Лилия.

Эдуард Максимович говорит, что из-за постоянной занятости и сменной работы воспитанием  детей занималась в основном жена, но Нина Андреевна не соглашается. Отец из супруга получился невероятно заботливый, внимательный и добрый. И все свое свободное время он уделял жене и дочерям.

Младшая росла сорванцом, и увлечения у нее были как у мальчишки – машины, механизмы. Отец и водить ее научил в 12 лет. Даже история была, когда она собрала подруг и поехала на папиной машине в пионерлагерь друзей проведать за 25 км. Как родители не поседели, неизвестно. Искали ее везде, а Лилия вернулась как ни в чем не бывало. Учить то ее научили, а то, что права нужны, сказать «забыли». 

Много смешных и веселых историй было в совместной жизни наших героев. Некоторые из них вошли в сборники, которые Нина Андреевна написала к бриллиантовому юбилею. В одном собраны ее лирические стихи – «Моя любовь светла и жертвенна», а другой сборник посвящен мужу, его роду и его близким.

Нина Андреевна и Эдуард Максимович – пример гармоничной семьи еще и потому, что не только строили свои отношения, воспитывали детей. Оба всю жизнь успешно трудились в своей профессии. Эдуард Максимович проработал на шахте 42 года, передовик производства,  его бригада за смену добывала  более 1000 тонн угля. Награжден почетными знаками «Шахтерской славы», званием «Почетный шахтер». У Нины Андреевны достижения не менее значимые.  Педагогику, детей девушка любила бесконечно и на работу выходила не для того, чтобы отбыть день до вечера. Горела своим делом. Эдуард Максимович эту черту характера своей жены уважал безмерно.

Имея такую поддержку, Нина Андреевна все свои творческие задумки воплощала в жизнь. Училась в аспирантуре, разработала авторскую программу работы в детских учреждениях, которую министерство образования Украинской ССР рекомендовало для детских садов республики.  Когда она возглавила ясли-сад в Краснодоне, в нем стали применяться самые передовые методы воспитания. Руководство шахты поддерживало все ее идеи, потому что убеждать и аргументировать Нина Андреевна умела.

«У наших детей нет ни озера, ни речки, ни моря, нужно построить бассейн в детском саду, чтобы дети закалялись и учились плавать!»  И ведь построили. Опыт детского сада был представлен в 1980 году на ВДНХ и получил бронзовую медаль, о нем сняли целый фильм.

Супруг нашей героини не просто радовался успеху и признанию, а во всем помогал ей.

После стабильных 80-х наступили лихие 90-е. Шахтерам по 8 месяцев не платили зарплату, тормозок, который давали перед сменой в забой, мужчины несли детям. Детский сад для многих стал палочкой-выручалочкой. Но и тут продуктов стало не хватать. Приносили, что могли, родители, сами работники. Зарплату шахтерам иногда выдавали мукой и сахаром. Весь город научился печь. Как пережили смутное время, даже сказать сложно.

Самым страшным для Нины Андреевны была одна новогодняя ночь. Кочегары на ТЭЦ напились и разморозили целый район, в том числе и ее детский сад. Новый руководитель шахты заявил, что сад ему не нужен. 300 детей и персонал?! Нина Андреевна взяла все в свои руки – наняла мастеров, и они, работая сутки без перерывов, заново переделали всю систему, смогли в кратчайшие сроки запустить один из корпусов. В тот момент она еще раз убедилась в надежном плече мужа. Эдуард Максимович после работы приходил и трудился наравне с мастерами, помогал, поддерживал. Да и средства на ремонт шли из семейного бюджета.

Девчонки между тем росли. Видя маму и отца с книгой, они сами отлично учились. Окончили институт, и не один, получили профессии, создали свои семьи. Истории каждой – отдельный интересный рассказ. Родители гордятся своими девочками, говорят, что научили их тому, что умеют сами – учиться и трудиться. У Светланы родилась дочь Майя, у Лилии – дочь Валерия. Майя подарила бабушке и дедушке правнука Амира. Дочери живут в Краснодаре и Перми. Несмотря на это, часто приезжают в гости, и на бриллиантовый юбилей только самых близких в доме Дернович собралось 30 человек из разных городов! 

Конечно, невозможно не сказать о писательской деятельности Нины Андреевны. Свою детскую мечту она смогла воплотить только после того, как ушла на заслуженных отдых в 2004 году. Твердо решила писать, муж и тут ее поддержал. Купили в кредит компьютер, принтер, и Нина Андреевна принялась учиться новой профессии – писать стихи и прозу. Открывала учебники, штудировала литературу. Первым читателем и слушателем был и остается Эдуард Максимович. Он считает, что талант жены нужно поддерживать, и так и делает. За 60 лет они, кажется, знают друг о друге все: он понимает, что она сейчас скажет, она, лишь глянув, знает, в каком настроении супруг. Пока мы разговариваем, Эдуард Максимович идет ставить чайник и накрывает на стол, Нина Андреевна с гордостью рассказывает, как муж из маленького флигелька построил новый удобный дом.

Я ухожу из уютного и наполненного любовью дома окрыленная, согретая и вдохновленная. Хочется пожелать, чтобы в каждом доме жила такая любовь – настоящая, добрая, проверенная временем, закаленная всеми ветрами и потому надежная и светлая. Берегите друг друга!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Прайс

Архив новостей

Июль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Рубрики