
27 декабря свой профессиональный праздник отмечают люди, готовые всегда прийти на помощь тем, кто оказался в беде. Уметь быстро принимать решения в экстренной ситуации, знать алгоритм действий и довести их до автоматизма – это задача спасателей. Но не менее важна в службе спасения работа диспетчеров. Вместе со спасателями они несут круглосуточное дежурство. Первые принимают сообщение о происшествии, направляют спасателей к месту, обеспечивают связь и оперативное взаимодействие всех служб. Что необходимо знать диспетчеру, в чем самая большая сложность и как оставаться спокойными и собранными?
Об этом в канун праздника мы беседовали с диспетчерами ЕДДС Ириной Вихаревой и Михаилом Клеменовым.
В Каменском районе в службу спасения входят Старостаничное поисково-спасательное подразделение, Единая дежурная диспетчерская служба и Управление ГО и ЧС Каменского района. Служба ЕДДС или, как принято говорить, служба «112» была образована 1 июня 2001 года.

Михаил Александрович начал работать инспектором ЕДДС в июне 2009 года, сегодня он диспетчер Единой дежурно-диспетчерской службы. Беспокойная и сложная работа не стала для Михаила Александровича сюрпризом – до этого он 35 лет служил в органах внутренних дел и за столь внушительный срок сталкивался с различными экстренными, тяжелыми ситуациями.
– Михаил Александрович, какова задача диспетчера службы?
– Я постоянно нахожусь за пультом, принимаю звонки, выясняю, что и где случилось, даю спасателям команду на выезд. Самое важное – собрать первичную информацию: куда конкретно направлять спасателей. От ситуации зависит, какое оборудование и технику они возьмут с собой. При этом очень часто звонящие люди находятся в шоковом или возбужденном состоянии, они не знают местности, особенно это касается трассы, по которой проезжают тысячи людей со всей страны. Но не всегда на место направляются именно спасатели. В случае ландшафтного пожара мы направляем добровольные пожарные дружины поселений. В случае ДТП с пострадавшим – скорую. В случаях техногенных аварий на место выезжают соответствующие экстренные службы. Причем на этом наша работа не заканчивается – мы продолжаем контролировать ситуацию, до конца находимся на связи со всеми участниками происшествия, докладываем об обстановке вышестоящему начальству. При этом диспетчер должен оформить все необходимые по инструкции документы – отчеты, карточки, донесения.
– В чем сложность работы диспетчера?
– Важно знать территорию района, где находятся те или иные населенные пункты, электроподстанции, гидроузлы и т.д. Когда объявляется чрезвычайная ситуация, связанная со стихийным бедствием, задействованы сотни человек и десятки служб, надо постоянно находиться на рабочем месте, координировать их действия. Не можешь отвлечься ни на минуту.
– Можно сказать, что у спасателей есть более, а есть менее спокойные периоды в течение года?
– Пожалуй, что нет. Стихия расслабиться не дает. С апреля у нас пожароопасный период, аномальная летняя жара. В октябре он закончился, ждем зимние снегопады, заносы, шквалистый ветер, весной контролируем возможный паводок. Служба спасения всегда наготове.

С Ириной Вихаревой мы встретились на рабочем месте. Беседовать пришлось урывками – как раз в этот момент в районе хутора Масаловка произошло ДТП с пострадавшими, которых заблокировало в автомобиле. Ирина Николаевна вместе с оперативным дежурным Натальей Максимовой контролировала ситуацию. В считаные минуты на место выехали спасатели, туда же диспетчер направила ГАИ и скорую.
Перед Ириной Николаевной два монитора – на одном отображается карта местности, на втором – карточка происшествия со всеми данными. Диспетчер успевает передавать сведения начальству, контролировать дежурную, связываться со спасателями и беседовать со мной.
Узнаю, что Ирина Николаевна – педагог по профессии, родилась и выросла в городе Азове, окончила Таганрогский педагогический институт, работала в системе образования почти 20 лет. По семейным обстоятельствам переехала в Старую Станицу. В службе ЕДДС с 2019 года.
– Ирина Николаевна, не каждый решится так круто поменять свою жизнь. Почему вы выбрали службу ЕДДС?
– На определенном этапе захотелось сменить профессию и при этом быть полезной людям, оказывать посильную помощь. Так попала в службу ЕДДС сначала дежурным диспетчером «112», прошла стажировку, потом училась в Ростове. Через год стала старшей смены – оперативным дежурным ЕДДС. Моя задача – контролировать все чрезвычайные ситуации в районе, связываться со всеми службами, корректировать их работу. Например, если происходят ландшафтные или лесные пожары, оперативный дежурный должен знать, какие службы направлять, сколько сил и средств задействовано, какой масштаб происшествия. Передавать информацию об обстановке и принятых мерах в Центр управления кризисными ситуациями ГУ МЧС России по РО, Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области. Все экстренные службы района обязаны передавать нам информацию, поэтому у нас налажено тесное взаимодействие с полицией, пожарной службой, скорой, предприятиями жизнеобеспечения.
– С какими ситуациями приходилось и приходится сталкиваться?
– С самыми разными – от пандемии и стихийных бедствий до бытовых ссор. Это пожары, природные и в жилом секторе, ДТП, последствия ураганов и снегопадов, пропавшие люди, подростки, которые уходят из дома, бытовое насилие. Например, осенью люди часто теряются в лесу.
Не так давно была такая ситуация: приехала по грибы группа из Ростова, разошлись по лесу, в условное время должны были собраться, но две женщины не вернулись. Они сначала искали сами, потом позвонили на «112». На место выехали спасатели, объехали весь массив, нашли уже к вечеру. В случае поиска людей мы привлекаем известный поисковый отряд «ЛизаАлерт».
– С чем на номер «112» обращаются люди?
– Сообщают о пролете БПЛА или когда находят обломки. Рассказывают, что им звонили мошенники и уже стали запугивать, угрожать. Много бытовых звонков о семейных неурядицах. Даже смешной случай был – цыгане заявили, что семья предполагаемых сватов украла у них дочь-невесту. Летом сообщают о случаях утопления. Каким бы несерьезным или неважным ни казалось сообщение, в любом случае мы передаем информацию соответствующим службам, которые и разбираются в ней. А мы следим за ситуацией.
– Ложные вызовы бывают?
– Необоснованные вызовы не редкость. Бывает, звонят больные люди, неадекватные, в состоянии алкогольного опьянения. Или взрослые дают телефон детям, те балуются, а иногда малыши просто набирают цифры и дозваниваются. Слышим только сопение в трубке. Все это отвлекает и мешает дозвониться тем, кому помощь действительно нужна.
– Какие навыки прокачивает работа диспетчера?
– В первую очередь навык общения с людьми. Когда человек находится в стрессе, в шоковом состоянии, диспетчеру нужно его успокоить и добиться информации о ситуации и месте. Человек нервничает, кричит, плачет, не может сориентироваться.
– Вы не видите во время звонка, где он находится?
– Детально нет. У нас при звонке на карте на мониторе отображается лишь примерное место, где он находится. Только приблизительный радиус, а важно выяснить точное место. Для этого нужно заявителя успокоить, остановить речевой поток, а затем по наводящим вопросам все выяснить. Часто приходится работать психологом, а в таких случаях, как депрессия или попытка суицида, направлять звонок профессиональному психологу, который дежурит в Ростове. Терпения нужно много, но мне не сложно, все-таки педагогический опыт выручает. Хочу отметить, что нормальная работа невозможна без помощи оперативного дежурного службы «112», который принимает звонки и общается с заявителем. Мой напарник и надежный помощник – Наталья Максимова. Если аврал – мы обе на телефоне. Бывает такое суточное дежурство, когда все 24 часа ты находишься за пультом. Справиться помогает слаженная и четкая работа всех сотрудников, их поддержка. Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег с профессиональным праздником, пожелать здоровья, терпения, успехов и мира.

