- Копия с дореволюционной фотографии. Слева Арсений Плешаков, дед глубочанина Ивана Пантелеевича Ткачева. Фотография на момент снятия копии была сильно повреждена, но Иван Пантелеевич помнит, что внизу было написано название города — Санкт-Петербург — и название полка. Арсений Плешаков служил в казачьем полку, охранявшем русского императора, а затем участвовал в Первой мировой войне.
Иван Пантелеевич помнит такой эпизод:
В 1942 году во время фашистской оккупации 10-летний Ваня и его дедушка Арсений шли мимо двухэтажного здания на территории МТС (машинно-тракторной станции, в Глубоком этот район называют РТП). Дед Арсений очень любил собак, одна из любимиц, собака породы гончая, шла рядом с ним. В том большом здании находилась фашистская комендатура, и у входа стоял часовой. Он выстрелил в собаку и попал ей прямо в морду. Дед Арсений еле сдержался, повернувшись к фашисту, он гневно сказал: «Сколько же я вас порубил!». Потом взял на руки свою смертельно раненую собаку и понес ее домой. К счастью, немец русского языка не знал. Но внук навсегда запомнил эти слова дедушки. О царской службе в Советском Союзе рассказывать было не принято, поэтому это было единственным для него свидетельством того, что его дед, казак Арсений Плешаков воевал против немцев в Первую мировую войну и немало положил в боях врагов Российской империи.
Казачий род Плешаковых когда-то был многочисленным. Жили они в хуторе Плешакове. У Арсения и Марии Плешаковых было 18 детей, в основном мальчики. При рождении мальчика казачья семья получала земельный надел, поэтому Плешаковы жили зажиточно, но и очень много работали. Наемных работников не держали, все делали сами. Многие сыновья Арсения и Марии погибли во время Первой мировой, а затем в Гражданскую войну, а сам Арсений выжил. Когда началась коллективизация, он запряг быков, зацепил молотилку и откатил председателю колхоза, сказал, чтобы приходили, забирали быков, лошадей, коров. Попросил только разрешения разобрать и перевезти курень в Глубокую. Председатель дал согласие. Арсению помогли разобрать курень, перевез он его и собрал на станции Глубокой по улице Фрунзе, недалеко от МТС.
Умер Арсений Плешаков в 1943 году, успев увидеть освобождение родной земли от захватчиков. Перед смертью велел похоронить его во дворе в центре квадрата, образованного четырьмя яблонями, так его родные и сделали. Его супруга Мария Плешакова прожила долгую жизнь, скончавшись в марте 1963 года в возрасте 105 лет. Труженица, хранительница семейного очага, мать 18 детей, она никогда ничем не болела. В последний свой день она впервые в жизни не смогла встать утром с постели, чтобы начать хлопотать по хозяйству. В тот же день ее не стало.
- Фотография для друга-солдата. Поселок Глубокий, 1951 год
Иван Пантелеевич Ткачев слева. Сфотографировался с друзьями с целью отправки фотографии еще одному общему другу, который служил в то время в армии. Прошла неделя, только были получены готовые фотографии в глубокинском фотоателье, как Ивану Ткачеву тоже пришла повестка.
- 1952 год. Служба в армии
Иван Пантелеевич Ткачев стоит крайний справа. Служил он в саперных войсках в Великолукской области. Крайний слева на фотографии земляк Ивана Ткачева, глубочанин Александр Леонов.
- Дружная семья Ткачевых. Встреча Нового 1961 года, поселок Глубокий
В центре сидят родители Ткачевы Пантелей Петрович и Мария Арсеньевна. Пантелей Петрович работал поездным вагонным мастером, сопровождал поезда.
Мария Арсеньевна Ткачева во время фашистской оккупации спасла немало советских солдат. Ее сын, Иван Пантелеевич Ткачев (на фотографии вверху крайний слева) рассказывает:
«Во то время наш дом разбомбили, и мы жили у тетки по улице Степной. Через двор расположился немецкий штаб. Для своего штаба немцы выбрали самый добротный дом. Заборов в те времена между дворами не было. В штаб пригоняли военнопленных, наших солдат из лагеря, работать – колоть дрова. Как – то зашел советский солдат к нам во двор. Моя мама, Мария Арсеньевна Ткачева, дала ему что-то из одежды деда и отца, солдат переоделся и ушел. Так было не один раз. Военнопленные переодевались и уходили через наш двор. Иногда мама прятала их до наступления темноты.
Собака наша, дворняга, на военнопленных не лаяла совсем, а на немцев кидалась. Также различала и самолеты. Если летит наш самолет, не обращала внимания. А на немецкие самолеты выла и лаяла. Однажды она покусала немца, а другой немец застрелил ее».
Фотографии и информация предоставлены уроженцем и жителем поселка Глубокого Ткачевым Иваном Пантелеевичем, тружеником тыла, ветераном труда, 1932 года рождения.
Более подробные воспоминания И. П. Ткачева об оккупации поселка Глубокого и его освобождении читайте на сайте библиотеки «Рассказы ветеранов-наших земляков» https://mcb-kam.rnd.muzkult.ru/novell