Возрождённый отряд «Память» вновь на поисках артефактов Великой Отечественной войны

Наша газета не раз писала об отряде «Поиск» и о работе каменских поисковиков, которые почти 30 лет занимаются поисковой работой, изучают места боев Великой Отечественной войны, находят погибших бойцов и при возможности устанавливают их имена. Два года назад к отряду присоединилась семья из Старой Станицы – супруги Виктор и Оксана Демченко. Наши земляки стали активными участниками раскопок, архивной и просветительской работы отряда. А в ноябре 2022 года вышли в самостоятельное «плаванье» – Виктор Демченко возглавил возрожденный поисковый отряд «Память» и за короткое время смог собрать вокруг себя команду энтузиастов. Вместе они уже добились значимых результатов. О своей работе и планах в канун Дня Победы Виктор Демченко рассказал нашей газете.

Виктор, расскажите, как началось ваше увлечение поисковым движением.

– Я достаточно долго увлекался фотосъемкой природы и однажды нашел часть человеческого черепа на берегу Глубокой в районе устья. Обратился к поисковикам, которые откликнулись и выехали на место. Так началось наше знакомство. Вячеслав Шкода пригласил нас с Оксаной в экспедицию, мы увидели, как все происходит, и тоже увлеклись военной археологией. Потом присутствовали на перезахоронении останков бойцов на кладбище в поселке Глубоком, и история Великой Отечественной войны стала восприниматься по-другому, я бы сказал, глубже. Мы стали выезжать и выходить в экспедиции все чаще, проводить в них все свободное время.

– Почему решили создать свой отряд?

– В январе 2022 года на одной из встреч поисковых отрядов в Белой Калитве мы познакомились с Александром Николаевичем Чеботаревым, историком-краеведом, потомственным казаком, бывшим директором каменской казачьей школы № 2. Он рассказал о том, что в 1985 году организовал  поисковый отряд «Память». Участники отряда, среди которых было много его учеников, нашли и восстановили сотни имен пропавших без вести бойцов. 9 мая 1990 года на площади Труда в Каменске был открыт памятник – на постаменте появился танк Т-34, найденный и поднятый из Северского Донца следопытами отряда. Именно Александр Николаевич, видя нашу увлеченность поисковым делом, предложил восстановить отряд «Память», который к этому времени не работал. Мы согласились, провели организационную работу, обратились к более опытным товарищам и возродили отряд «Память» в качестве подразделения поискового объединения «Миус-Фронт». Его руководитель Андрей Кудряков оказал нам поддержку.

Дата нового рождения отряда – 7 ноября 2022 года. Я руковожу отрядом, Оксана – мой заместитель. Александр Николаевич Чеботарев, как руководитель каменского отделения Российского военно-исторического общества, наш консультант по военно-историческим событиям. Он обладатель энциклопедических знаний о боевых действиях в Каменском районе и Каменске, встречался в свое время и с ветеранами, освобождавшими город и район, командирами подразделений.

– Расскажите, как происходит поиск, раскопки.

– Мы проводим экспедиции ежедневно, несмотря на погоду, то есть всю зиму выходили в поле. Как правило, договариваемся и собираем группу от 2 до 7 человек. Проходим местность с металлоискателем. Если он выдает звук, проверяем грунт щупом (металлический  прут). Затем начинаем раскопки. Сейчас у нас появилась более точная техника – глубинный металлоискатель, который видит на глубину до 10 метров. На него возлагаем большие надежды в этом сезоне.

– Как вы определяете место поиска, где находите информацию?

– Мы изучаем архивные документы, боевые журналы воинских частей и подразделений, карты, а также беседуем с людьми: общаемся со старожилами, местными жителями. Все участники отряда постоянно собирают информацию. Да, очевидцев, прямых свидетелей нет, но кому-то что-то рассказал дедушка, кому-то отец. Место, конечно, указывают примерное. Как правило, обследуя большой участок местности, за день мы проходим до 15 км в любую погоду. Пока выезжаем на однодневные экспедиции по месту.

– Кто входит в возрожденный отряд?

– Сейчас в отряде 26 человек. Основная масса – жители Старой Станицы и Красновки, каменчане. Есть и те, кто живет и работает в Егорлыкской и Вешенской.  Это люди в возрасте до 40 лет, все мы друг с другом знакомы и за каждого можем поручиться. Всем интересна тема поиска. К нам часто обращаются те, кто желает заниматься исторической археологией,  и мы рады принять новых участников.

– Государство как-то регламентирует поисковую работу?

– Безусловно, просто взять лопату и металлоискатель и пойти на поиски приключений нельзя. У нас есть разрешение на работу на территории Ростовской области, земельные работы, эксгумацию останков. Мы работаем на общественных началах, то есть тратим свое время и средства. Любой желающий, кому интересна история, военная археология, может присоединиться к нашему отряду.

– Над чем вы сейчас работаете? Расскажите о находках.

– Сейчас отряд имеет несколько направлений поисковой работы. Мы проводим раскопки трех самолетов, два из которых советские, а также ищем местоположение танков, которые были подбиты в боях за город в январе 1943 года. Местоположение как наших танков, так и немецких указаны на карте из боевого журнала. Части одного танка Т-34 нам удалось обнаружить на левом берегу Донца в районе понтона. Известно, что 15 января 1943 года подвижная группа полковника Тягунова (3 танковая бригада 23 танкового корпуса) пыталась захватить переправы через Донец. Мы считаем, что это один из танков группы. Среди найденного: части брони, катков, траков и характерная башенная маска танка. Все детали мы подняли на поверхность и надеемся, что в будущем они займут свое место в музее.

Также мы продолжаем работу над поиском самолетов. Их у нас довольно много – один в районе Хоботка, второй в районе Филиппенкова и один немецкий самолет – Мессершмитт редкой модификации – в калитвенском лесу. Спустя восемь десятилетий в нашей местности остатки самолета – это, как правило, небольшие детали, на которых зачастую нет маркировки, поэтому узнать подробно о самолете очень сложно. У немецких машин на каждой детали штампы и клейма с номерами, но немецкие архивы нам не доступны. Тем не менее мы продолжаем работу в доступных архивах и надеемся пролить свет на историю самолетов, установить имена членов экипажей и выяснить подробности их гибели. Кстати, их в районе Каменска  во время боев зимой 1943 года было сбито немало. Из архивов мы узнали минимум о шести машинах.

– Недавно мы писали о том, что вы нашли дот времен Великой Отечественной войны. Довольно редкая находка, и при этом он отлично сохранился. Откуда вы узнали о доте, случайно наткнулись или кто-то показал?

– Лет семь назад местный житель наткнулся на этот дот на окраине хутора Филиппенкова в лесу, когда был на рыбалке. Возможности поднять дот у него не было, со временем сооружение ушло в песок, а когда парень пришел в наш отряд, он рассказал о находке. Когда мы вышли на место, на поверхности земли был виден только край дота. Начали раскапывать, дело оказалось небыстрое. Зато когда мы его открыли, оказалось, что он отлично сохранился. Дот – долговременная огневая точка, представляет собой цилиндрическое бетонное сооружение с отверстием для стрельбы.

Этот дот отлили на одном из строительных предприятий Каменска, скорее всего, в 1942 году он занял свое место, как и другие доты, прикрывая стратегическое направление – мост Каменска. На корпусе следы от осколков и пуль. Высота дота – 90 см, диаметр – 170 см. Несмотря на то что мы его практически полностью раскопали, он стоит неровно и частично внутри засыпан землей. Посмотреть, что внутри, мы смогли, опустив камеру в окно. Там видны скобы и доски, куда заливался бетон. Когда поднимем дот, возможно, нас ждут еще находки.

– Как вы будете его поднимать и что планируете делать с ним дальше?

– Мы обратились к нашим военным инженерам, каменской военной части. Нам обещали помочь. Всю операцию уже обговорили с офицером, которого назначил командир. Как только позволит погода, с помощью военной спецтехники поднимем дот на поверхность. Надо изучить землю под ним, а сам дот планируем установить на въезде в хутор в качестве памятника. Администрация Красновского поселения пообещала оказать помощь – забетонировать площадку под него.

– Вы проводите какую-то просветительскую работу?

– Мы считаем своей обязанностью рассказывать детям и молодежи о войне, о событиях тех лет, показывать то, что мы находим. За это время вместе с Александром Николаевичем Чеботаревым мы встречались с ребятами Старостаничной школы, участвовали в мероприятии, посвященном освобождению Каменского района в ДШИ им. Д.Г. Белоусова, показывали свои находки. Поэтому стараемся охватить оба направления поисковой работы – и раскопки, и просветительскую работу.

– Что самое интересное в поисковой работе?

– Мы все проходили в школе историю Великой Отечественной войны, читали книги, смотрели фильмы. Казалось, многое знаем о тех события, о героизме. Но только сейчас, когда я выхожу в экспедицию и нахожу на каждом клочке земли свидетельства той войны, я начинаю понимать, какой это был масштаб. Ведь в любом месте можно найти осколки и гильзы. Даже на уровне нашего района. Сколько событий, судеб стоит за этим. Сначала готовишься к экспедиции, работаешь с картами и документами и ждешь момента, когда соприкоснешься с настоящей историей. Это очень интересно, волнительно. Через эти предметы узнаешь о судьбах солдат, наших дедов и прадедов, об их героизме, силе, стойкости. Безусловно, их судьбы – пример для нас, потомков. Я думаю, людей, которые захотят присоединиться к поисковой работе, будет все больше. Повторюсь, мы рады принять в свой отряд тех, кто хочет заняться военной археологией.

И. КУНИЦКАЯ, наш корр.
Фото предоставлено В. ДЕМЧЕНКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Прайс

Архив новостей

Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Рубрики