И говорят названья улиц о войне… Продолжение

15 апреля 2010 года в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в хуторе Малая Каменка прошло торжественное открытие памятной таблички на улице, носящей имя Героя Советского Союза Григория Васильевича Тупикина. Инициатором мероприятия выступило Ростовское региональное отделение политической партии «Единая Россия», которое в рамках реализации проекта «Историческая память» осуществляет программу «Улица героя».

Тупикин Григорий Васильевич – командир батареи 698-го легкого артиллерийского полка (78-я легкая артиллерийская бригада, 27-я артиллерийская дивизия Резерва Главного Командования, 2-й Прибалтийский фронт), капитан.

Григорий Васильевич родился 10 октября 1915 года в селе Тацино, города Ровеньки Ворошиловградской (Луганской) области, в семье рабочего.

В 1939 году окончил два курса Ростовского государственного университета. В ноябре 1941 года был призван в Красную армию и направлен на учебу

в Ленинградское артиллерийское училище. По окончании училища в июне 1942 года – в действующей армии.

Принимал участие в Демянской операции, Режицко-Двинской, Мадонской и Рижской наступательных операциях. Особо отличился в ходе боев на рижском направлении в августе-сентябре 1944 года.

В газете «Знамя Октября» от 9 мая 1963 года в рубрике «Сегодня – День Победы» была напечатана статья.

Ее автор – Григорий Васильевич Тупикин, Герой Советского Союза, тогдашний директор Малокаменской восьмилетней школы.

В годы войны

Я не люблю вспоминать о войне, человек я самой мирной профессии – учитель, но в День Победы всегда как-то невольно задумываешься о том тяжелом прошлом, которое легло всей своей тяжестью на плечи советского народа, о стойкости, отваге и героизме, которые проявлял наш народ, защищая Родину, спасая светлое будущее человечества от фашистской чумы.

На всю жизнь в моей памяти сохранится осень 1944 года. Войска Второго Прибалтийского фронта, в рядах которых довелось мне быть, вели ожесточенные наступательные бои. Латвийская земля горела, стонала под взрывами бомб и снарядов. Враг отчаянно сопротивлялся, цеплялся за каждую высотку, а иногда переходил и в контратаки.

На подступах к Риге у деревни Каугули наша пехота пошла в атаку. Будучи молодым офицером, я тогда командовал артиллерийской противотанковой батареей, которая поддерживала пехоту. У фашистов были выгодные позиции, заранее оборудованные огневыми точками. Противник обрушил на нас ливень пулеметного, орудийного и минометного огня. Но ни пехотинцы, ни артиллеристы не дрогнули. Советские артиллеристы ответным шквалистым огнем уничтожили одну за другой огневые точки врага, неудержимо ринулась вперед пехота, взметнулись гранаты, грянуло широкое русское «ура», и враг не выдержал. Оставив много техники, убитых и раненых, немцы откатились в деревню.

Рота, в боевых порядках которой были и артиллеристы моей бригады, неотступно преследовала противника. Не выдержав рукопашной схватки, гитлеровцы бросили деревню, оставив в ней много убитых и раненых.

У деревни Курены вражеский батальон перешел в контратаку. Завязался ожесточенный бой. Стволы наших орудий дышали жаром. В этом бою в самый ответственный момент был убит командир роты. Командование ротой принял на себя я. В ответ на команду: «Вперед! В атаку!» раздалось дружное и грозное:

— Ур-ра-а! За Родину!

И контратака противника захлебнулась. Огнем нашей артиллерии были уничтожены три противотанковых орудия, две минометные батареи, восемь пулеметных точек, 140 гитлеровских солдат и офицеров.

(«…Дважды поднимал солдат в атаку командир батареи капитан Тупикин. Тяжело раненный в голову, плечо и ногу, истекая кровью, он продолжал командовать ротой и артиллеристами…

… Этот подсчет был сделан позже, когда капитана Тупикина вынесли с поля боя. В госпитале он получил письмо от командования артиллерийского полка. Ему писали: «Поздравляем Вас с присвоением высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза». Своим ратным трудом и замечательными подвигами на поле брани за освобождение Советской Прибалтики Вы добывали победу над ненавистным врагом. Ваши славные боевые дела будут вдохновлять на новые подвиги наших воинов в предстоящих боях за окончательную и полную победу над немецко-фашистскими захватчиками…» В. Гаранжин, Прямой наводкой // Они прославили Родину. – Ростов-на-Дону, 1975. Кн.2. – С. 280-281).

Давно замолчали орудия, отшумели бои. Я снова занят своей мирной профессией: работаю директором школы. Смотрю я на нынешних молодых своих питомцев – завтрашних строителей коммунизма, слышу их звонкий, радостный смех под мирным небом и с гордостью думаю: «Нет, не зря их отцы и старшие братья проливали свою кровь, не щадили своей жизни».

Пусть же всегда будет мирным, солнечным небо, пусть всегда звенит радостный смех детей всех стран и континентов».

О том, каким учителем и человеком был Григорий Васильевич Тупикин, можно понять из воспоминаний бывших выпускников малокаменской школы.

В. Дюбин: «Был строг, но справедлив, никогда не повышал голоса, терпеливо старался объяснять, что непонятно. Помню, как с нами, мальчиками, в трудное время он начинал строить новую школу, как не покладая рук трудился сам, как, видя это, приходили помогать хуторяне. Что можно сказать: просто он был хорошим человеком и учителем».

Г. Голикова: «Жил очень скромно в маленькой мазанке, ничего лишнего, но всегда подтянутый, аккуратный, знал почти все о своих учениках: как живут, каково материальное положение, старался помочь, чем только могла школа. У него часто спрашивали, когда же он начнет строить свой дом, на что он отвечал: «Когда построю школу».

Н. Родионова (Дьяконова): «Много внимания уделял мальчикам (ведь многие остались без отцов и нуждались в мужском внимании), но это была не система наказаний, а система, направленная на осознание своего поступка, на формирование каких-то нравственных установок. Вспоминается случай, когда группа наших мальчишек во главе с Колей Заруцким (они всегда были сорванцами) что-то натворили. Он пригласил их в свой кабинет и, как потом рассказывал Заруцкий, не кричал, не читал нотаций. Сидел и над чем-то работал. А ребята стояли, молча, и ждали нотаций, а их не было. Лучше бы отругал. После определенного времени Григорий Васильевич спросил: «Все осознали?», на что получил утвердительный ответ.

Больше после этого случая в кабинете директора они не были. Даже его молчание было воспитательным моментом. Вообще, он пользовался большим уважением. За скромный образ жизни, терпение, в хуторе долго не знали, что он – Герой Советского Союза. Вечная ему память, и пусть в этом мире будет больше таких людей».

К сведению, в этом году Малокаменская школа, директором которой Григорий Васильевич Тупикин был с 1947 по 1964 год, принимала участие в интернет-акции «Герои-учителя».

Малокаменцы помнят, гордятся своим героем-земляком и чтут память о нем. В центре хутора, рядом с обелиском на братской могиле воинам, павшим в феврале 1943 года, он и захоронен. На могиле Героя Советского Союза Тупикина Григория Васильевича установлен памятник.

Л. Казмерова, наш корр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Прайс

Архив новостей

Июнь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Рубрики