Театр, как известно, начинается с вешалки, а на самом деле это сложный механизм, каждый элемент в нем имеет значение. Главный человек в театре – режиссер, за ним следуют актеры, они – главные персонажи на сцене. Зрители идут на спектакли, чтобы соприкоснуться с талантом артистов, окунуться в события пьесы, сопереживать героям на сцене и радоваться хеппи-энду. Однако, для того чтобы спектакль состоялся, важна работа целой команды. В подготовке постановки участвуют очень многие специалисты – служащие театра. Среди них и представители творческих профессий – театральные художники и бутафоры. Насколько интересна эта профессия, мы расспросили нашего земляка Максима Григорьева, который сегодня отвечает за бутафорский цех известного столичного театра.
Максим вырос в поселке Глубоком, окончил Детскую школу искусств по классу «Живопись». Занимался в классе преподавателя Елены Хаперской. В 2008 году после окончания ДШИ Максим поступил в Ростовское художественное училище им. Грекова, выбрав специальность «театральная декорационная живопись».
– Максим сразу проявил себя не только как талантливый и увлеченный мальчик, но и как ответственный человек. Он всегда активно участвовал во всех мероприятиях, конкурсах и мастер-классах. Везде, где нужна была рука и опыт художника, Максим был первым – будь то оформление мероприятия, всероссийский или областной конкурс. В нем сочетались талант дизайнера, особое видение предметов, аккуратность и скрупулезность. Он сам решил после 9 класса поступать в училище имени Грекова на театрально-декоративное отделение и стал лучшим студентом курса. А это дорогого стоит – в училище огромный конкурс, поступить туда непросто. За Максимом эту специальность выбрали другие ребята. Мы с классом в то время осваивали изготовление кукол, венецианских масок, различных макетов, и эти навыки пригодились им в дальнейшей учебе и работе. Максим не единственный выпускник, который реализуется как художник. Его одноклассник Матвей Краснощеков сегодня работает в кино. Профессиональное художественное образование получили София Русских, Наталья Гаврилова, Арина Стрельникова, Анна Гнездилова, Алина Тенчурина. Каждый из них через навыки и мастерство, приобретенные в нашей школе, а затем и в училище, вузе, раскрывает свою индивидуальность. Конечно, я очень горжусь их успехами, – рассказала преподаватель ДШИ Елена Хаперская.
Максим Григорьев уже во время учебы в училище им. Грекова попал на практику в театр, а именно в областной драматический театр им. Горького. Молодой человек настолько хорошо показал себя в деле, что после окончания практики его пригласили на работу.
Максим проработал в театре год. Затем была служба в армии. Вернувшись, решил продолжить образование, расти в профессии и поступил в Московскую гуманитарно-техническую академию.
Выбрал для себя специальность «дизайн», занимался на кафедре дизайна и изобразительных искусств. Во время учебы освоил графический, интерьерный, ландшафтный дизайн, но театр остался главным его увлечением. Дипломным проектом было создание рекламной театральной афиши к премьере спектакля «Чайка». Начинал свою карьеру с работы в 1-й макетной мастерской Москвы. А затем увлеченного молодого художника, дипломированного специалиста пригласили на работу в Театр РОСТА в Царицыно (бывший Московский областной государственный театр юного зрителя) — один из старейших детских театров в нашей стране, созданный в 1930 году как филиал Московского ТЮЗа. Художественный руководитель театра — заслуженная артистка России Нонна Гришаева.
Как указано на официальной странице театра в ВК, в репертуаре театра спектакли разных жанров для всех возрастных категорий — детей, подростков и взрослых. Это яркие по форме музыкальные спектакли, спектакли с элементами театра кукол и глубокие по содержанию драматические спектакли. Театр РОСТА сохраняет традиции передвижного театра и работает не только на московской сцене, но и на площадках Подмосковья. Театр ведет активную гастрольную и фестивальную жизнь.
Театр РОСТА очень популярен, спектаклей ежемесячно выходит много, соответственно перед Максимом Григорьевым, как перед заведующим бутафорского декорационного цеха, ставится много задач. Это оформление сцены, роспись декораций, создание различных предметов – от саксофона до большой ткацкой машины со множеством шестеренок и элементов костюма артистов. Бутафор должен уметь если не все, то почти все. Ежедневно от него могут потребоваться знания и навыки в сварке, шитье, лепке, рисовании, создании выкроек из всевозможных материалов, черчении, химии, физике и многом другом. Максим умеет все это делать сам и руководит другими художниками.
– Мне нравится воплощать каждый раз что-то новое, хоть и бывает, что это очень сложно, но всегда занимательно! Платят немного, но театр дает возможность и подрабатывать. Поэтому обязательно берусь за новые проекты. В Москве постоянно происходят разные события, выставки, рекламные акции, где нужен опыт и знания художника-оформителя. Участие в проектах дает новые знания и умения, и это очень интересно. Также участвую в создании элементов декораций к различным проектам, в том числе в изготовлении атрибутов и элементов одежды для косплеев. Последней работой был проект оформления BABY-Theater в Москвариуме, который находится в парке на ВДНХ, – рассказывает Максим. – Помимо этого оказываю небольшую помощь в воплощении театральных макетов как художникам, так и студентам. Провожу для детей школьного возраста в театре мастер-классы по созданию макетов и предметов бутафории. В свободное время старюсь воплощать в жизнь различные идеи и задумки в области дизайна.
Максим поделился с нашей газетой фотографиями своих работ в театре. Это действительно очень разные предметы в разной технике исполнения. Яркие, необычные и очень оригинальные вещи. На сайте театра можно увидеть их в небольших видео со спектаклей. Или по случаю побывать в самом театре РОСТА в Москве и оценить работы Максима Григорьева вживую. Почему бы и нет? Мы желаем Максиму новых творческих побед и вдохновения!
И. КУНИЦКАЯ, наш корр.
Фото предоставлены М. ГРИГОРЬЕВЫМ.