О Марии Пашкевич мы узнали благодаря обращению в администрацию Каменского района жителя города Ставрополя, бывшего пилота первого класса Ставропольского авиаотряда Сергея Алексеевича Князева. Прославленная летчица, спасшая в годы Великой Отечественной войны с передовой около 500 человек раненых бойцов и командиров, доставившая в действующие части фронта и полевые госпитали тонны различных грузов и медикаментов, а в мирное послевоенное время ставшая знаменитым пилотом полярной авиации, оказалась нашей землячкой, уроженкой поселка Глубокого.
Мария Семеновна Пашкевич родилась 14 февраля 1919 года в поселке Глубоком Глубокинского района Ростовской области. В детстве и юности стать летчиком не мечтала, но судьба распорядилась по-своему. Перед войной Маша работала учительницей начальных классов. В это время набирало силу движение «Сталинских соколов». Марии тогда было всего 17 лет, и она была небольшого роста, не хватало 2-х сантиметров до норматива, но комсомольские агитаторы на это внимания не обратили и направили ее в авиашколу. В 1940 году она окончила Тамбовскую школу пилотов ГВФ.
Известие о начале войны застало ее на аэродроме в Кимрах (Тверская область), где ее почтовый самолет делал последнюю посадку перед Москвой. Вскоре пришла радиограмма – лететь в Калинин.
30 июня 1941 года юная Мария уже была в действующей армии. В летном полку она была единственной женщиной. С первых же дней повела себя бескомпромиссно, по-комсомольски, и объявила, что «пуля в стволе – для неуважительных». За всю службу ни разу не услышала от мужчин ни брани, ни анекдотов. Любовь свою Маша нашла в армии – она вышла замуж за летчика Пашкевича. И теперь у них все стало на двоих: и война, и страх, и боевые вылеты, и даже техник. Он, посматривая в небо, часто говорил: «Ну, вон мои под ручку летят».
Вспоминая те годы, Мария Семеновна рассказывала: «С замужеством в моей душе поселился страх потерять любимого. В нашем хитром самолете колени находились под приборной доской, за которой стоял бензобак. Немцы знали эту слабость и били зажигательными пулями. Когда бензин выплескивался на колени, летчик превращался в факел. Так что мы были готовы к этой беде».
В феврале 1943 года Мария Семеновна Пашкевич получила свою первую награду.
Из наградного листа:«С первых же дней Отечественной войны летчик Пашкевич М.С. работает в санитарной авиации. Своей самоотверженной работой, спасая жизнь раненым бойцам и командирам, перевозя боеприпасы и грузы, помогает частям Красной Армии громить ненавистного врага, все время летая на беззащитном самолете в непосредственной близости к линии фронта, неоднократно встречалась с авиацией врага, но, умело маскируясь в складках местности и обладая отличной техникой пилотирования, благополучно уходила, спасая жизнь раненым, грузы и материальную часть. Уверенно летает днем и ночью. За время последних операций тов. Пашкевич М.С. налетала – 155 ч., вывезла из передовых госпиталей 131 раненых бойцов и командиров, перевезла 1660 кг консервированной крови.
За все время нахождения в действующей Армии Пашкевич М.С. имеет следующие показатели своей работы. Налет – 1034 часа, перевезено – 635 раненых, 9,715 тонны консервированной крови, 2,620 тонны мед груза, 4,220 тонны груза, печати – 1,168 тонны.
За выполнение заданий тов. Пашкевич М.С. командованием эскадрильи объявлено три благодарности. Всесторонне развита, дисциплинирована, делу партии Ленина – Сталина и Социалистической Родине предана.
Достойна награждения орденом Красного Знамени. Командир 2-го авиаполка ГВФ, майор Клуссон. 08.02.1943».
На следующий день командующим 3-й воздушной армии Героем Советского Союза генерал-майором авиации Громовым подписан приказ, согласно которому Марию Пашкевич наградили орденом Отечественной войны 1-й степени. А буквально через пять дней нашей героической летчице исполнилось 24 года.
Спустя четыре месяца Мария Семеновна Пашкевич, летчица 3-й санитарной эскадрильи 2-го Отдельного авиаполка ГВФ Калининского фронта, вновь была представлена к награждению.
Из наградного листа:«В боевой работе по обслуживанию передовых частей Красной Армии Калининского фронта летчик лейтенант тов. Пашкевич М.С. показывает замечательные образцы мужества и отваги.
В период наступления и штурма частями Красной Армии В-Лук в январе 1943 года – летчик тов. Пашкевич М.С. в суровые 30 град. морозы в легком санитарном самолете работала по вывозке раненых бойцов и командиров с передовой линии, имея налет по 8-10 часов в день. За время операций в районе В-Луки тов. Пашкевич М.С. сделала 148 вылетов с посадкой в непосредственной близости к передовой линии фронта и вывезла 94 человека тяжело раненных бойцов и командиров, доставив их в полевые госпитали, доставила 840 кг консервированной крови и мед. грузов, за что 9.II.1943 награждена орденом Отечественной войны I степени.
В период наступления войск Северо-Западного фронта в марте 1943 года тов. Пашкевич М.С. работала на этом участке. В условиях повседневного нападения противника с воздуха, за 12 дней марта 1943 года перевезла передовым частям Красной Армии 1800 кг боеприпасов, вывезла непосредственно из-под огня противника 74 чел. раненых бойцов и командиров.
Тов. Пашкевич М.С. за весь период Отечественной войны не имеет ни одного аварийного происшествия. С 9 февраля 1943 года, т.е. после первого награждения по 1-е июня сего года, тов. Пашкевич М.С. сделала 384 вылета с посадками у передовой линии фронта, вывезла 257 чел. раненых бойцов и командиров, доставила в действующие части фронта и полевые госпитали 2600 кг различных грузов и медикаментов. За образцовое выполнение заданий командования КФ ходатайствую о награждении тов. Пашкевич М.С. орденом «Красная Звезда». Командир 2-го авиаполка ГВФ, майор Клуссон. 04.06.1943 г.».
Командование приняло решение наградить М. Пашкевич орденом Красного Знамени.
В 1944 году мужа Марии отправили в Сибирь готовить новичков. Но в полку все равно осталось двое Пашкевичей: Маша ждала ребенка. Удивительно, но до семи месяцев беременности она не сделала ни одного перерыва в полетах. Дождалась, что в один из дней ей жестко сказали: «Все, с завтрашнего дня переходишь диспетчером в аэропорт». В 1944 году Маша родила дочку. А когда девочке исполнилось три месяца, она снова стала летать. С 1941 по 1946 гг. в рядах военно-воздушных сил (ВВС), в боевых подразделениях легкомоторной авиации она налетала в боевых условиях 1625 часов.
С 1947 года она – полярный летчик. С 1959 по 1971 гг. – командир экипажа Ан-2 в поселке Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской области. Мария Семеновна Пашкевич стояла у истоков Тенькинской авиации, когда в 1960 г. в Усть-Омчуге была построена взлетно-посадочная площадка для приема небольших самолетов и появились первые самолеты. В 1966 году в Усть-Омчуге уже было свое авиазвено.
Мария Семеновна выполняла сложные полеты в трудных климатических условиях Колымы и Чукотки, обслуживая геологические партии, оленеводческие бригады, рыболовецкие хозяйства. Общий налет более 14 тыс. часов, и все они – на самолетах По-2 и Ан-2. Мирная жизнь к фронтовым наградам прибавила Орден Ленина, а также знак «Отличник Аэрофлота». Здесь, в суровых полярных условиях, Мария Семеновна сполна проявила свой характер – волевой, мужественный, ведь на Севере иначе пропадешь. Имя ее не сходило с газетных страниц, присваивалось пионерским дружинам. В прессе ее часто называли старейшей, знаменитой, прославленной полярной летчицей Магаданского управления гражданской авиации, первооткрывателем многих авиамаршрутов на Дальнем Востоке, Колыме, Чукотке.
Мария Семеновна Пашкевич прожила долгую жизнь, умерла она 7 февраля 2012 года в городе Ставрополе. По словам Сергея Князева, знавшего ее в последние годы, она была невероятно скромным человеком, никогда не появлявшейся в форме с наградами.
К сожалению, мы не знаем ее девичьей фамилии, но, надеясь на чудо, обращаемся к читателям газеты: возможно, в нашем районе живут ее родственники, которые смогли бы дополнить рассказ о замечательном человеке, героической летчице Марии Пашкевич.
Е. Донченко, библиограф МЦБ.
Для статьи использовались материалы Государственной информационной системы «Память народа», сайта Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова и другие электронные ресурсы.