С 1 сентября этого года в 21 общеобразовательном учреждении Каменского района начали свою работу советники директоров школ по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями в рамках федерального проекта «Навигаторы детства». Такие специалисты появились в 45 субъектах России, а в 2023/2024 учебном году такую должность введут во всех школах, техникумах и колледжах страны. Соответствующее поручение подписал
президент РФ Владимир Путин.
Помимо внедрения должности советника появились муниципальные кураторы, которые организовывают взаимодействие школ муниципалитета по вопросам воспитания, сопровождают деятельность советников. В Каменском районе эту должность занимает Ольга Безмолитвена. Именно ее мы и попросили рассказать о реализации проекта «Навигаторы детства» в Каменском районе, задачах советника директора школ по воспитательной работе.
– Ольга Владимировна, объясните, неужели только с появлением новой должности в школах стали уделять внимание воспитательной работе? В чем главное отличие нового специалиста от привычного нам вожатого или заместителя директора по воспитательной работе?
– Внеурочная работа с детьми, конечно же, велась и раньше. Ребят вовлекали в самые разные конкурсы и акции. Большая их часть проводилась в рамках школы или муниципалитета. Теперь эта деятельность происходит в тесном содружестве с Российским движением школьников – общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией. РДШ предлагает для ребят огромное количество проектов. Как говорят сами педагоги, только успевай участвовать! Они охватывают самый широкий круг детских увлечений. Это спорт, творчество, экология, компьютерные игры, лидерство – всего не перечислить. Главное, сориентироваться в этом многообразии предложений и выбрать дело по душе. Советники по воспитанию – это своеобразное связующее звено между РДШ и детьми. Их задача – наладить взаимоотношения с ребятами, узнать, чем они живут, дышат, чем увлекаются и о чем мечтают. И затем подобрать им проект по интересам и увлечениям.
Обязанности же советника нельзя совмещать с должностью заместителя по воспитательной работе. Заместитель по воспитательной работе – это административная должность, задача которого управлять содержанием, педагогическим коллективом, решать задачи стратегического планирования и анализа, а не заниматься организацией практической работы со школьниками, для этого и вводится должность советника.
– Советник по воспитанию должен строить свою работу с учетом индивидуальных особенностей ребенка или все-таки он чаще организует массовые мероприятия?
– Эта работа должна строиться прежде всего индивидуально. Нам нужно отходить от добровольно-принудительной системы, когда школьников вовлекают в какие-то акции массово, не согласуясь с их интересами и потребностями. Советники по воспитанию должны познакомиться, подружиться с детьми, узнать, кто чем интересуется и увлекается. В этом им большую помощь, конечно же, способны оказать классные руководители. Это очень тонкая, кропотливая работа, но только так мы сможем расшевелить наших детей, чтобы они сами загорелись и захотели себя проявить. Мероприятия Российского движения школьников реализуются по четырем основным направлениям деятельности – это гражданская активность, военно-патриотическая направленность, физкультура и спорт, а также личностное развитие. Там на самом деле очень много всего интересного! Советники по воспитанию должны сориентировать ребят в этом потоке, направить, при необходимости помочь где-то зарегистрироваться, заполнить заявку и т.д. Самое главное – пробудить в детях мотивацию, искреннее желание самому попробовать себя в чем-то новом.
– Где и как готовили советников?
– Советники директора по воспитанию, которые сейчас работают в школах, прошли курсы повышения квалификации по программе «Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации». Обучение проходит в два этапа. Сначала будущие советники учились заочно на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников. Их обучение координировал муниципальный куратор, а в ноябре они отправятся в МДЦ «Артек» для очного обучения.
Г. Леонидова.