Бронзовые артефакты из кургана «Малая Каменка»

В хуторе Малая Каменка ведутся археологические раскопки группы курганов, о своих уникальных находках нашей газете рассказали научные сотрудники специализированной археологической организации ООО «Архспецпроект».
Работы на юго-восточной окраине хутора ведутся несколько недель. Шаг за шагом, слой за слоем специалисты аккуратно снимают грунт, исследуя насыпь кургана. Никакой спешки. Задача – ничего не пропустить и не повредить самое важное и ценное. На прошлой неделе нас пригласили посмотреть на уникальную находку – как раз в этот день археологи нашли орудия, изготовленные из бронзы.
Октябрьская погода «порадовала» холодом и моросящим дождем. Но раскопки на месте кургана археологи продолжали вести – работал экскаватор, специалисты расчищали яму, в которой, собственно, и нашли артефакты. «Да, – взглянув на проведенный в сложных погодных условиях объем работ, подумала я, – это не гербарий собирать – работа для сильных и упорных».
Вместе с нами при производстве работ на памятнике археологии присутствовал и и.о. директора Каменского музея декоративно-прикладного искусства и народного творчества А. Ю. Данильченко. Будучи историком и опытным археологом Алексей Юрьевич подробно прокомментировал ход работ рассказал о находках и первых выводах. Надо сказать, что степные курганы, эти древние места захоронений, – достаточно частое явление в Ростовской области и в Каменском районе. Их выявляют в ходе научных экспедиций, ставят на государственный учет и присваивают почетное звание «памятника археологии» и «объекта культурно-исторического наследия». Объект охраняется государством, и по закону на этом месте запрещена всякая хозяйственная деятельность. Однако, когда курган становится на пути прогресса, в случае Малой Каменки – на пути строительства водовода, его необходимо полностью исследовать.
Так бывает и при строительстве дорог, и при строительстве газопроводов. Например, в этом году на территории нашего района проходили археологические раскопки в хуторах Верхний Пиховкин и Березовый, Гусев (об этом мы подробно писали).
– Сейчас археологи исследуют курганный могильник, который называется курган «Малая Каменка VI». Вообще, на юго-восточной окраине Малой Каменки курганная группа состоит из 15 курганов, – рассказывает Алексей. Я слежу за рукой: возвышения простираются далеко на поле в сторону промышленной окраины Каменска. – В створ строящегося водовода попадают сразу три кургана. Мы обязаны их полностью исследовать и для этого полностью раскопать. Сейчас мы с вами находимся на курганной группе № 1. Выявлена она была еще в конце 20 векА. На протяжении последних 10 лет разведочными работами выявлены еще несколько курганов и поставлены на учет.
Курган № 1 – самый большой, в диаметре 62 метра. Его раскапывают частями, оставляя стратиграфические бровки.
Тут, конечно, нужно объяснить, что это за бровки. Срезая слой за слоем насыпь кургана, археологи оставляют нетронутыми неширокие участки насыпи. Получаются такие вертикальные останцы, проходящие через весь раскоп с юга на север. Именно они дают археологам важную информацию о том, как создавалась насыпь кургана. Для обывателя это просто прослойки земли и глины, а археологи читают слои, как книгу. Как только открывается слой насыпи, где начинается погребальная конструкция, технику отставляют и дальнейшие исследования ведут вручную. В ходе раскопок все скрупулезно фиксируется – делаются фото, графический чертеж, необходимые измерения – глубина залегания артефактов, конструкции погребального сооружения.
Алексей Юрьевич обращает наше внимание на центральную бровку, в заполнении которой четко видны отвалы глубинной материковой глины, между которыми простирается тонкая горизонтальная полоска глины, показывающая нам уровень земли (погребенной почвы), по которой ходили древние люди-строители кургана. «Массивный выкид расположен в центре кургана, это признак центрального, самого большого и важного погребения. Ради этого человека, собственно, и был насыпан курган. Не будет ошибкой сказать, что этому кургану более 4000 лет! В данном случае погребение относится к катакомбной культуре.
Первоначально такой вывод может быть сделан по характеру погребального обряда, положению костяка, форме и типу могильной ямы. К сожалению, центральное погребение плохо сохранилось, кости сильно разрушены. Пока археологи в самом начале работ по расчистке и обнаружили части черепа, уже видны очертания остального скелета. Возможно, повезет обнаружить фрагменты глиняных сосудов, которые оставили рядом с погребенным. Но самое важное, что уже удалось открыть археологам – это незаурядный набор бронзовых орудий. В изголовье лежал бронзовый топорик, два наконечника (копий), наконечник стрелы, тесло, бронзовая проколка или шило, а также каменный шлифованный пест, густо посыпанный красно-алой охрой. Это может указывать на то, что тут захоронен не простой человек – вождь или жрец – особо почитаемый член общины».
Надо отметить, что яма для умершего очень большая 3,5 на 3,5 метра, глубина – 2 метра 30 см от уровня, с которого люди начали копать (материка). Такое массивное сооружение строили только для важных людей.
– Делали они это долго и методично, а в их представлении время шло по-другому, чем у нас. Они работали над погребением неделю или месяц, все зависело от количества людей в общине. Для древних людей это титанический труд, потому что никаких железных лопат или техники, как вы понимаете, у них не было, все копалось вручную деревянным мотыгами и палками-копалками, – поясняет Алексей Юрьевич.
То, что эпоху называют бронзовой, не значит, что у людей были металлические орудия труда или оружие. Копье, наконечники, топорик из бронзы, найденные в погребении, и есть самое ценное в то время. Изделия из бронзы могли быть у единиц – ключевых людей, самых важных персон в обществе. Ни о каком промышленном или индустриальном изготовлении предметов из бронзы или другого металла не могло идти речи. Предметы в погребении – уникальные, редкие вещи. Металла было очень мало, его добывали в Кавказских горах в месте выхода породы, из руды выливали изделия, они были единичными. Скорее всего, передавались бронзовые орудия из поколения в поколение.
От отца к сыну. Если ветвь прерывалась, их могли похоронить с хозяином.
Почему такие ценные вещи соплеменники не забрали себе, а закопали вместе с владельцем, еще один вопрос. Историки предполагают, что это связано с верованием древних людей – если они не похоронят вождя со всеми почестями, не дадут с собой покойному его вещей, на племя боги нашлют кару. Что интересно: кончики двух наконечников, найденные в этом кургане, сломлены в ритуальном смысле для того, чтобы никто уже не смог ими воспользоваться.
– Как древние люди проводили ритуал?
– Весь ритуал основывался на их вере и во многих курганах идентичен. Здесь мы видим достаточно стандартную картину погребения для эпохи средней бронзы катакомбной культуры. Выкапывалась яма, туда укладывали вещи, которые могли покойному понадобиться при переходе в другую жизнь. Дно ямы застилали циновками (богатый вариант) или соломой, на них укладывали усопшего в позе эмбриона. Чаще одного, но, бывало, и нет. Вы сфотографировали самое начало. Виден на полу коричневый тлен – это несколько уровней циновок-подстилок. Далее покойнику ставили глиняные сосуды с едой, так называемый обряд тризны. В районе головы помещали его личные и значимые вещи. Посыпали умершего красной охрой (минерал расталкивали в порошок). Могли зажигать угли для окуривания дымом во время обряда прощания с человеком.
Согласно одной из гипотез, представление древних людей о смерти было таковым – люди не умирают, а переходят в другой потусторонний мир. Причем так же, как человек приходит в этот мир, он переходит и в другой. И они воссоздавали в погребении похожие условия. Катакомба (яма) символизировала лоно матери, сам умерший – эмбрион. А вещи рядом понадобятся в другом мире. Вообще на эту тему много размышлений, обычаи и верования древних изучают этнографы и антропологи.
Кроме центральной ямы, в кургане № 1 ростовские археологи нашли еще небольшие катакомбы с погребениями. Определили, что в одном из них подросток. Эти захоронения были попроще, потому что рядом с умершими нашли только глиняные сосуды. Известно, что люди, которые здесь жили, были скотоводами. Их хозяйственный быт вращался вокруг выпаса крупного и мелкого скота. На зимний период они могли останавливаться на участках, защищенных от непогоды ландшафтом, устраивали здесь зимник. Но в основное время они кочевали, чтобы у скота был в достатке корм и вода. Поэтому большинство поселений эпохи бронзы найдены в нашей области по берегам Северского Донца. Это был один из таких уверенных ареалов. А курганы со временем становились общинными кладбищами, в которых добавлялись новые погребения.
– Причем на курганах хоронили в период от «бронзы» до Средневековья. Например, в одном из курганов мы сначала нашли средневековое захоронение. Лежащий на спине скелет человека, в районе головы лопатка барашка и железный нож. А глубже нашли две квадратных ямы. Скорее всего, это два катакомбных погребения. Более того, в ходе работ вскрыли погребение нового времени, 17-18 век. Ранние казачьи. А мы знаем, что Малая Каменка – одно из самых первый казачьих поселений на Северском Донце, даже на 10-20 лет старше самого Каменска (Старой Станицы). Возможно, это был первопроходец, один из первых жителей хутора. Он лежал в грубом тесаном деревянном ящике, в районе ног сохранились кожаные лоскуты – истлевшие части ботинок или сапог.
Не будет ошибкой сказать, что курганы начиная с момента их создания – эпохи бронзы, 4500 лет до нашей эры, то есть 5000-5500 лет до нас, могли использоваться населением для погребения вплоть до наших дней. Да и сейчас многие современные кладбища существуют на высоких курганах. Проезжая населенные пункты, мы можем это видеть», – рассказал Алексей.
К сожалению, не все курганы сохранились и готовы открыть исследователям свои тайны. Иногда их разрушают, сравнивают в ходе хозяйственной деятельности человека. Выезжая в поля на разведку, археологи находят следы таких нарушений.
– А какова дальнейшая судьба найденных человеческих останков и предметов?

Все археологические находки будет готов принять наш Музей и разместить их в археологической экспозиции, тем более что мы говорим о памятниках, расположенных в нашем районе. После окончания исследования на месте кургана будет проведена рекультивация. Человеческие останки будут изучены специалистами – антропологами.
По итогам исследований археологами будет подготовлен научный отчет, который затем отправят в Институт Археологии Российской академии наук, на постоянное хранение в отраслевом архиве.
Вот такой интересный урок истории на месте проведения археологических раскопок провел наш собеседник. Впереди археологов наверняка ждут новые открытия. И благодаря им мы с вами будем знать гораздо больше об истории родного края, своего хутора или станицы.
И. КУНИЦКАЯ, наш корр. Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Прайс

Архив новостей

Ноябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Рубрики