Как донские казаки свадьбы играли

27 ноября в Березовском сельском доме культуры в рамках Года культурного наследия народов России состоялась творческая лаборатория «Свадебный венок» фольклорно- этнографического ансамбля «Лазоревый цвет» (руководитель Л. Шишкалова) для экспедиции народного ансамбля «Вольница» областного Дома народного творчества (художественный руководитель А. Венглевский) и лаборатории народной музыки Ростовской консерватории имени Рахманинова. В экспедиции приняли участие студенты сольного и хорового отделения консерватории под руководством А. Собиной. Также в работе творческой лаборатории «Свадебный венок» приняли участие руководитель народного ансамбля «Беседа» РДК Е. Глебова и директор молодежного Дома культуры О. Макарова. Заведующей Березовским библиотечным отделом Е. Устиновой для гостей была подготовлена книжная выставка «История казачества из глубины веков».
Цель экспедиции – это сбор свадебных старинных казачьих песен для изучения и сохранения нематериального культурного наследия народов России. Программа творческой лаборатории была выстроена так, что рассказ шел через старинные свадебные песни, которые сопровождали первый день казачьей свадьбы. Информацию о свадебных обычаях и традициях, свадебных песнях «Лазоревый цвет» собирал по крупицам у старожилов наших хуторов – Березового, Астахова и Вишневецкого.
Как же проходила свадьба на Дону? Сначала все участники экспедиций перенеслись во двор невесты. В день свадьбы девушки собирали невесту в церковь под грустные песни. Ансамбль заиграл старинную казачью песню «Да вот Варина маменька». Одевая невесту, ей прикалывали булавочки от сглаза. Пояс, в который вшивали молитву, надевали под платье – от сглаза, сыпали в туфли мак – опять же от сглаза. Также невесте заплетали волосы в одну косу. Как только молодая была готова, ее обязательно благословляли родители в родительском доме. На полу расстилали шубу, на которую дочь становилась на колени перед родителями и ждала родительского благословения. При этом играли песню «Летели гуси-лебеди через сад». Родители стояли с иконой в руках и благословляли, напутствовали дочь на семейную жизнь, в конце крестили ее иконой, после чего невеста вставала, сначала целовала отца и потом мать.
Игрались казачьи песни «Шелковая ленточка» и «Государь, ты мой батюшка». Затем невесту сажали в красный угол, где она ожидала приезда жениха. Рядом с невестой находились и ее подружки. В большом зале был накрыт стол. На столе стояли: каравай на рушнике и соль, две тарелки и две ложки, связанные между собой, и, конечно, цветка, украшенная цветами, лентами и конфетами (приготовленная накануне невестой и ее подружками).
В это время в доме жениха собирались родственники и знакомые. Готовили жениха: одевали, учили держать себя бравым казаком. На дворе жениха тоже было шумно и весело. Ансамбль сыграл песню «Ванечка, по хате ходя, паслы шлет». Затем, набрав провизию, вся родня садится в свадебный поезд и отправляется в дом невесты. Возле двора невесты разыгрывается преодоление препятствий храброго поезда жениха. Жениха не впускают во двор, и здесь ансамбль играет песню «Да не в ласковой тещи стой, зять, за воротами». Наконец-то впускают во двор женихову родню и, идя по двору, играются песни «А нас сваты ждали, двор коврами слали».
Наградой за «подвиги» становится появление жениха возле невесты. Подружки невесты собираются уходить из-за стола, и здесь играется песня «Посеяла Варечка лен, выгоняла девочек вон». Далее на свадьбе донских казаков идет выкуп места и шуточный торг с его хранителями, становящими после продажи объектом насмешек и укоризненных обличий.
Угощение гостей за столом продолжается, играются шуточные песни. Невеста прощается с домом и родными под песню «Уходила Варечка да со двора».
Свадебный поезд следует к церкви, где молодых венчают. Молодые возвращаются после венчания в дом жениха и играется песня «Раскатитеся дай колеса, растворитеся дай ворота». Родители жениха молодых встречают с хлебом-солью и с иконой. Играют песню «Отворяй, маменька, широк двор». Затем невеста посылает ехать за своей родней, и здесь игралась песня «Добрая да годинушка настала, Варенька да за родами послала».
Всех гостей приглашают на свадебный пир, после третьей рюмки начинаются дары.
Список подарков процарапывался на печке, а потом невеста белила эту печку, показывая, что она и это умеет делать. Затем свадебный пир продолжается под круговые песни. Прежде чем увести невесту в спальню, проходил обряд повивания – молодой расплетали девичью косу, закладывали волосы в куль и надевали фальшонку. Здесь игралась песня «Теперь ты ни вольная, теперь жена мужняя».
Так играли свадьбы на Дону. Но в каждом хуторе и станице были свои особенности.Старинная казачья свадьба долго бытовала на Дону. И в наши дни в некоторых хуторах и станицах играют свадьбы с элементами старинного обряда – с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами и пением свадебных песен. Во время творческой лаборатории фольклорно-этнографический ансамбль «Лазоревый цвет» играл много старинных казачьих песен, а затем отвечал на вопросы руководителей экспедиции. Разговор проходил за накрытым столом с горячей лапшой, как это полагается на второй день свадьбы донских казаков. Звучали застольные песни и старинные казачьи романсы.
Руководители лаборатории и экспедиции Анастасия Собина и Александр Венглевский выразили уверенность, что сотрудничество в общем деле изучения, сохранения и возрождения бесценной казачьей песенной традиции и народной культуры будет продолжаться и творчески развиваться. Провожали гостей под удалую казачью песню, обнимались и целовались, как старые добрые друзья, заводили хороводы и подносили по кругу последние чарочки, желая удачи и успеха в делах.
Все теперь уже точно знали: быть новой встрече – творческой лаборатории на юбилее ансамбля, который состоится в сентябре 2023 года.
Л. ШИШКАЛОВА, директор Березовского СДК. Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прайс на 2022 год

Архив новостей

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Рубрики